Фото: Vostock-photo
Фото: Vostock-photo

Здоровый спрос: в Петербурге резко выросли продажи ЗОЖ-товаров

297
Дарья Дмитриева
13 декабря 2020, 14:02

Продажи товаров с "экополок" в петербургских магазинах растут, а в ресторанах и кафе набирают популярность меню для веганов.

Петербургские ретейлеры отмечают, что люди стали чаще покупать продукты с коротким сроком хранения. "Во время первого локдауна, вызванного пандемией, мы отмечали рост спроса как в категории фермерской продукции — на молоко, сыры, творог, охлаждённое мясо и рыбу, так и в категории здоровых продуктов — на бакалею, полезные перекусы, органическую продукцию, растительное молоко. Увеличилось и число предложений о сотрудничестве от локальных поставщиков, поэтому молочной фермерской продукции стало больше. За время режима самоизоляции, когда был закрыт сегмент HoReCa, количество заявок выросло: производители искали новые каналы продаж", — рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе сети "Азбука вкуса". В среднем в категории полезных продуктов продажи сети выросли на 48%, кроме того, вдвое популярнее стали растительные, ореховые, шоколадные и фруктовые пасты. В "Азбуке вкуса" отметили рост спроса на 44% на разные виды растительного молока и на 50% — в группе заменителей сахара.

Интерес к потреблению полезных продуктов ретейлеры замечали и до пандемии. Так, в магазинах "Ашан" сообщили, что постоянный рост продаж продуктов для здорового питания продолжается последние 2–3 года. В компании самыми продаваемыми ЗОЖ–товарами называют каши, а также продукты без содержания глютена, хлебцы, сушёные фрукты и ягоды. Аналогичную ситуацию описывают в X5 Retail Group. "Мы уже не первый год наблюдаем усиление интереса к продуктам для здорового образа жизни со стороны покупателей: фруктам, овощам, мясу и рыбе. В пандемию состав корзины в food–категории не сильно изменился, но покупатели стали более осознанно подходить к выбору товаров", — говорит Дарья Осиновская, директор дивизиона "Северо–Запад" торговой сети "Перекрёсток".

Положительные изменения в потреблении полезных продуктов замечают и в фермерских магазинах. В числе наиболее популярных товаров с коротким сроком хранения выделяют молочную продукцию. В этот тренд удачно вписалось СХП "Лосево". "В продажах молочной продукции традиционно есть сезонность: летний и январский спад. В 2020 году летнего спада не было, люди остались в городе. В апреле был всплеск спроса во всех категориях, даже в молочной продукции с коротким сроком хранения, хотя, казалось бы, ею нельзя запастись. Но отложенный сезонный спад случился осенью. Ярче всего в ноябре — он составил 35%. Хотя обычно ноябрь и декабрь самые сильные месяцы в продажах молочки", — сообщили в пресс–службе хозяйства.

В роли догоняющих

Ретейлеры Петербурга стараются следовать трендам. В сетевых магазинах появляются отдельные стеллажи с ЗОЖ–продукцией. Также развиваются партнёрства в сегменте fresh. Например, "Азбука вкуса" ввела маркировку, подтверждающую, что продукт изготовлен совместно с экспертами филиала ФИЦ питания и биотехнологии.

В "Перекрёстке" сформировали "Корзину здорового питания". Это набор на одного взрослого человека из 45 продуктов, содержащий ежедневную норму калорий, белков, жиров и углеводов. "Мы опирались на рекомендации ВОЗ, нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения, предложенные Роспотребнадзором", — говорит Дарья Осиновская.

Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская отмечает: "“ВкусВилл” (ранее “Избёнка”) начинал свой выход на рынок с позиционированием “фермерские продукты” и фокусом на скоропортящуюся продукцию без консервантов и усилителей вкуса от небольших производителей. Однако быстрый рост и масштабирование сети оказали своё влияние, поэтому история с фермерством у них теперь действительно больше маркетинговая". По мнению эксперта, российские сети всё ещё отстают от западного рынка. "Из известных сетевых ретейлеров, кто больше всех приблизился к уровню иностранных коллег, я могу отметить “Азбуку вкуса”, “Перекрёсток” и “Глобус”. Остальной ретейл, на мой взгляд, ещё немного отстаёт", — говорит Сумишевская.

В качестве примера успешной реализации экотренда она приводит опыт американского Whole Foods, где около 70% товаров являются натуральными, а 30% — органическими и могут быть отмечены соответствующей маркировкой. Основной особенностью российского ретейла эксперт считает несоответствие государственным стандартам наносимых на товар маркировок "эко", "органик", "био" и прочих. При этом для маркировки "натур" и "фермерские продукты" сформированная нормативно–правовая база отсутствует в принципе. Поэтому часто такие отметки носят исключительно маркетинговый характер для привлечения любителей ЗОЖ.

Тренд на вкус

Внимание петербуржцев к осознанному питанию ещё несколько лет назад заметили представители ресторанного бизнеса. В Северной столице продолжают открываться заведения здорового питания, а в меню "универсальных" общепитов всё чаще появляются пометки ЗОЖ–позиций. "В этом Петербург немного отстаёт от Москвы. Если в городе на Неве далеко не все рестораторы вводят в меню обозначения “здоровых” блюд, блюд без глютена, вегетарианских позиций и так далее, то для многих ресторанов столицы не делать этого — моветон", — отмечает совладелец сети ресторанов "На парах" Егор Качура. По его словам, если несколько лет назад многие заведения включали в меню блюда здорового питания исключительно в качестве маркетинга, то сейчас они действительно работают над тем, как адаптироваться к растущему тренду.

Отдельный сегмент рынка — вегетарианские и веганские рестораны. По оценке участников рынка, идея zero waste и осознанного потребления особенно укрепилась в Петербурге за последние 2–3 года.

"Новые заведения открываются, но я бы не сказал, что между ними существует острая конкуренция. Это срез бизнеса, в котором нужно обладать другим складом ума, чтобы развиваться", — считает управляющий кафе Vmesto Святослав Миронов.

"Аудитория потребления вегетарианских блюд не очень большая, но довольно активная и консолидированная, люди очень щепетильно относятся к выбору заведений, в которые они ходят. Мы, например, заметили, что, когда выводим из меню такие позиции, немедленно получаем обратную связь от гостей с просьбой вернуть их или предложить альтернативу", — добавляет Егор Качура.