Провал миссии "Роснано": что помешало рывку технологий

Автор фото: ТАСС

Как "13 лет крутых технологий" превратились в финансовую "чёрную дыру".

Миссия "Роснано", как компания сама формулирует, — "осуществление инновационного рывка в российских высоких технологиях". Для этого она инвестирует в уставные капиталы различных передовых производств и/или предоставляет им долгосрочные займы. На сегодня в компании 98 проектов прямых инвестиций.
Смысл работы — дать денег на начальной стадии инновационного проекта, а потом, когда проект встанет на ноги и станет успешным, — продать свою долю в нём. Конечно, не все проекты будут успешны, но идея венчурного финансирования как раз и заключается в том, что прибыль от одного успешного проекта с лихвой перекрывает убытки от трёх–четырёх и более неудачных.
Первоначально план выглядел так: создаётся фонд за счёт бюджетных средств (уже к 2013 году "Роснано" получило из бюджета более 250 млрд рублей). Этот фонд показывает успехи и в 2012–м привлекает частных "якорных" инвесторов (10% акций). В 2013 году продаёт ещё 15% стратегическому инвестору. И после 2015 года выходит на IPO, размещая свои акции на бирже. Доля государства сокращается до менее 50%.
Что вышло из этой стратегии? Ничего. Ноль.
В 2013 году компания реформировалась, якобы для лучшей продажи инвесторам. Были отделены сам фонд и его управляющая компания. И появилась новая цель: поэтапная продажа управляющей компании в пользу частных инвесторов. В 2015 году — контрольный пакет, к 2020 году — все 100%.
Что вышло из этой новой стратегии? Ничего. Ноль.
Ничего никому не продано. Компания по–прежнему на 100% принадлежит государству (акции — у Росимущества).
Почему?
А всё дело в финансовых итогах деятельности.
До 2013 года компания показывала текущий убыток от своей деятельности. Потом стала демонстрировать прибыль, но мизерную. Только в 2017 году впервые выплатила дивиденды своему собственнику — государству.
Вот что "Роснано" имеет в итоге на 30 сентября 2020 года (последний финотчёт).
Получено от государства 56 млрд рублей в уставный капитал и 65 млрд рублей в добавочный (госгарантии). Итого — 121 млрд рублей.
Непокрытый убыток за весь период деятельности — 57 млрд рублей.
По итогам 13 лет деятельности почти половина вложенных денег фактически утеряна. Кому из частных инвесторов может быть интересна такая компания?
А государству? Ведь предполагалось, что компания будет самоокупаема и это позволит государству вернуть вложенные в неё первоначально средства. Вместо этого она оказалась "чёрной дырой", в которой государственные деньги сгорели.
Встаёт вопрос — почему "Роснано" так и не смогло стать финансово состоятельным? В принципе, есть только две существенные причины. Либо менеджеры оказались бестолковы и не смогли найти прибыльные проекты. Либо такие проекты были, но вот только прибыль была получена где–то на стороне какими–нибудь ушлыми анонимными инвесторами, которые выкупали по дешёвке успешные проекты "Роснано".
В обоих случаях давно надо было гнать из компании топ–менеджмент, не ждать 13 лет. Но, видимо, кредит доверия к Чубайсу у руководства страны был очень велик. Несмотря на бесконечную череду скандалов вокруг компании.
Впрочем, будем реалистами. Если дело в утечке прибыли из компании "на сторону", то не исключено, что у "дойной коровы" "Роснано" с приходом нового менеджмента просто сменится основной бенефициар, а официальная эффективность компании заметно не увеличится. Это будет выгодно не собственнику–государству, а неким инсайдерам.
Посмотрим.