Рекламу возвращают в квартплату: шаг к обязательному страхованию жилья

Автор фото: Сергей Коньков

Депутаты Госдумы расширяют возможности по размещению информации на платёжных документах ЖКХ. Это может создать новые лазейки для возвращения в квитанции по квартплате коммерческой рекламы, поиск которых ведётся постоянно, в том числе в Петербурге. Кроме того, так может выглядеть подготовка к введению обязательного страхования жилья.

Группа депутатов Госдумы из "Единой России" внесла в нижнюю палату парламента проект поправок в закон "О рекламе". Эти поправки расширяют возможности размещения социальной рекламы и информации на платежных документах по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Коммерческая реклама на квитанциях по квартплате с 2018 года запрещена. Однако поправки открывают новые лазейки. Например, они разрешают размещать на платёжках сообщения, касающиеся "в том числе страхования жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме", либо проведения управляющими и ресурсоснабжающими организациями "акций и иных стимулирующих мероприятий", "в том числе совместно с партнерами".
Депутаты объясняют свой законопроект необходимостью уточнить понятие "справочно-информационных сведений", которые разрешены на квитанциях сейчас. Антимонопольные органы, следящие за рекламным рынком, трактуют это понятие субъективно, полагают парламентарии.
Действительно, только за эту осень зафиксировано несколько дел о нарушении рекламного законодательства, связанных с платёжными документами ЖКХ. В Прикамье УФАС требует прекратить размещать на них информацию о необходимости проверки счётчиков. Аналогичное дело возбуждено в Челябинске. На Алтае поводом для возбуждения дела стало сообщение на квитанции о стимулирующей акции местных энергетиков ("оплати счёт и выиграй подарок").
"Обсуждаемый законопроект предлагает уточнить только то, какие виды справочной информации допускается размещать на квитанциях о квартплате", — говорит юрист практики разрешения споров Rightmark group Анна Пронина. "Однако будет ли размещенная на квитанциях информация признаваться справочным материалом или рекламой, придётся разбираться антимонопольным органам в каждом конкретном случае, при поступлении жалобы", — отмечает она.
Генеральный директор СРО НП ПЖК "МежРегионРазвитие", эксперт комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Владислав Воронков полагает, что законопроект следовало бы уточнить, чтоб им не воспользовались для размещения рекламных объявлений. "По моему мнению, не хватает буквально нескольких фраз о том, что речь идёт об услугах, связанных с управлением многоквартирным домом", — говорит эксперт.
Страхование упомянуто в законопроекте не случайно, отмечает он. "Это идёт подготовка к обязательному страхованию жилья, которое должно быть в ближайшее время введено", — считает Владислав Воронков.
О необходимости такого страхования в России говорят уже несколько лет, особенно после стихийных бедствий, уничтожающих дома. В 2018 году был принят закон о страховании жилья от чрезвычайных происшествий, по которому регионам разрешалось создавать пилотные проекты на добровольной основе. В реальности такой проект появился лишь в Москве. Председатель комитета по страхованию в строительном комплексе Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Анатолий Кузнецов говорит, что в Петербурге в данный момент ничего подобного не разрабатывается.
Однако идея разместить рекламу на квитанциях ему нравится при должном контроле. "Хотелось бы, конечно же, страховым компаниям иметь такую возможность, но при этом, чтобы она не вводила жителей города в заблуждение", — говорит Анатолий Кузнецов.
Попытки разметить рекламу в платёжных документах по ЖКУ время от времени предпринимаются в Петербурге. Так, весной этого года "Петроэлектросбыт"вкладывал в конверты с квитанциями рекламные листовки, что формально не являлось нарушением. Правда после статьи об этом на dp.ru, как минимум часть петербуржцев получать такую рекламу перестала. По подсчётам dp.ru, если бы этого не произошло, "Петроэлектросбыт" мог бы заработать на рекламе более 33 млн рублей в год.