Незначимый факт: как бизнес остался без налоговых льгот из-за ОКВЭД

Автор фото: Михаил Тихонов

ТРК "Охта Молл" не смог добиться через суд льготного налогообложения.

В июле в рамках помощи пострадавшему бизнесу компании получили право уменьшить на 50% налог на недвижимость за период с 1 апреля по 20 июня этого года. Льгота распространялась на предприятия с видом деятельности 68.20.2 ОКВЭД ("аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом"). "Темпо Инвест", владелец ТРК "Охта Молл" (на 1 января 2019 года кадастровая стоимость центра — 3,67 млрд рублей), попыталось через суд изменить свой основной вид деятельности.
Как рассказал Сергей Учитель, партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper, многие представители бизнеса не смогли воспользоваться "коронавирусными" льготами из–за путаницы в ОКВЭД. "Поэтому начиная с апреля 2020 года арбитражные суды уже рассмотрели десятки дел, связанных с указанием “неверного” кода ОКВЭД, препятствующего получению льгот", — говорит он.
"Темпо Инвест" просило арбитраж об установлении юридически значимого факта: считать с 1 марта этого года основным видом экономической деятельности 68.20.2 ОКВЭД. При этом истец указал, что до 25 мая этого года данный код значился у него в качестве дополнительного вида деятельности.
Однако, как отметил арбитраж, этот код ОКВЭД не был записан у компании ни в качестве основного, ни в качестве дополнительного. Основным видом "Темпо Инвест" был 64.99.3 ("капиталовложения в уставные капиталы, венчурное инвестирование"), а в дополнительных — 68.2. Арбитраж СПб и ЛО оставил заявление без рассмотрения.
"Суд усмотрел в заявлении “Темпо Инвест” не установление юридического факта, а наличие спора, суть которого фактически сводилась к снижению налогообложения. Поэтому принял такое решение. Спорная ситуация не разрешена, но общество имеет право обратиться с требованием о снижении налогообложения в порядке искового производства", — пояснила "ДП" Мария Федосова, партнёр АБ "Юсланд".
В подобных спорах, где бизнес сумел добиться права на льготу, как правило, оспаривалась позиция ФНС, которая отказывалась включать предприятия в список "льготников". Перспективы отмены решения, вынесенного по делу "Охта Молла", который зашёл с другой стороны и потребовал установить юридически значимый факт, крайне низкие, полагает Сергей Учитель.