ТРЦ и пустота: выжить любой ценой

Автор фото: Сергей Ермохин

Вопреки прогнозам, вакантность в торговых центрах Петербурга увеличилась в среднем только на 1–2%, несмотря на весенние коронавирусные ограничения.

Во многих ТЦ остаются свободными лишь 2–3 помещения: в ТЦ "Румба" и ТРК "Европолис" по одному, в ТД "Пассаж" на Невском проспекте — три. В ТРК "Питерлэнд" вакантность по сравнению с 2019 годом стала выше. "Нам пришлось расстаться с одним из операторов в лице Sunlight, но тут же на смену ему мы предоставили площади фирменному магазину “Зенит”", — рассказали "ДП" в компании.
При этом в ТРК "Питер Радуга" свободно с десяток помещений, в ТРЦ "Галерея" вакантно более 20. Руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Наталия Киреева отмечает, что более качественные крупные современные ТЦ внимательно относятся к своей целевой аудитории и предпочитают держать помещения пустыми, нежели их сдавать в аренду брендам, которые не соответствуют концепции. Но даже в таком случае вакантность не составляет больше 5–6%.
В пресс–службе Ingka Centres (управляют ТЦ "МЕГА") отмечают, что процесс изменения состава арендаторов является неотъемлемой частью обновления предложения для покупателей. "За последние 6 месяцев в “МЕГЕ” открылись новые магазины Zara, H&M, Funday, “Буквоед” и другие. В настоящее время доля вакантных площадей остаётся на прежнем уровне и не превышает 2%", — добавляют в компании.
На конец ноября доля вакансий в ТРК "Лето" — 4,5%. В пресс–службе рассказали, что количество вакантных помещений в ТРК выросло на 2% в ноябре 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
В ряде случаев образующиеся вакансии тут же ликвидировались за счёт листа ожидания, отмечает Юрий Борисов, управляющий партнёр "Ай Би Групп" (управляет в Петербурге ТЦ "Румба", ТЦ "Экополис premium" и ТЦ "Юго–Запад"). "Нам понятны уязвимые сегменты ретейла при частичных ограничениях, но избавиться от этих сегментов в составе ТЦ либо невозможно физически, либо это нанесёт урон концепции, а значит, и денежному потоку от аренды после снятия ограничений", — говорит он.
Партнёр Jensen group, директор "Пассажа" Дмитрий Абрамов рассказал, что количество вакантных помещений примерно на том же уровне, что и в прошлом году: "Нам удалось провести ротацию арендаторов, которая и так планировалась, но ситуация с пандемией её ускорила. Сократилась доля сувенирных и меховых магазинов". Ротацию также провели и в “Невском Центре”, здесь обновляются якорные арендаторы".
Наталия Киреева отмечает, что сетевые компании оптимизируют планы по развитию присутствия в ТЦ. "Для многих брендов магазины в офлайн–формате уже представляют собой витрину, а большая часть продаж идёт через интернет, — говорит Киреева. — Опустевшие торговые площади занимают несетевые частные предприниматели, магазины сезонных товаров на краткосрочных договорах аренды. Качество концепции при этом страдает, но ТЦ пытаются выжить и обеспечить денежный поток любой ценой". Эксперт считает, что в 2021 году это приведёт к повышенным показателям ротации.