Четвёртый серийный: Петербург отправит "Чукотку" расчищать СМП

Автор фото: Архив "ДП".

На Балтийском заводе заложили атомоход "Чукотка" проекта 22220.

Ледокол предназначен для круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути (СМП) в Западном районе Арктики. Доставлять планируется в том числе углеводородную продукцию на рынки Европы и Азиатско–Тихоокеанского региона. Конструкция судна позволит ему работать и в арктических водах, и в устьях полярных рек, в том числе на мелководных участках Енисея и Обской губы.
Атомоход будет оснащён двухреакторной ядерной энергетической установкой тепловой мощностью 175 МВт каждый. Длина судна составит 173,3 м, ширина — 34 м, максимальная ледопроходимость — 2,9 м. Планируемый срок службы оценивается в 40 лет. Работать на ледоколе будет экипаж численностью 53 человека. Всю энергию корабль будет получать от атомной паропроизводящей установки.
Технический проект атомохода был разработан ЦКБ "Айсберг" в 2009 году. Заказчик атомохода — госкорпорация "Росатом". Всего по контракту Балтийский завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) построит пять атомных ледоколов проекта 22220. Головной атомоход "Арктика" уже вошёл в состав российского флота в октябре 2020 года.
Завод ведёт строительство ещё четырёх серийных ледоколов. Кроме "Чукотки" это "Сибирь", "Урал" и "Якутия". Ввести в эксплуатацию "Сибирь" планируется в 2021 году, "Урал" — в 2022–м, "Якутию" — в 2025–м. Что касается "Чукотки", то его спуск на воду должен произойти в мае–июне 2024 года, а ввод в эксплуатацию — в декабре 2026–го.
Новыми ледоколами планируется заменить действующие атомоходы. Почти все они построены ещё в советские времена. На данный момент в акватории СМП действуют четыре атомных ледокола — "Вайгач" (его эксплуатацию планируется завершить в 2023–2024 годах), "Таймыр" (в 2025–2026 годах), "Ямал" (в 2027–2028 годах) и "50 лет Победы" (после 2035 года).
Развитие СМП российские власти считают одной из своих стратегических задач. В указе президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года поставлена задача увеличить грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн т. Пока он значительно меньше. Так, в октябре премьер–министр Михаил Мишустин сообщил, что по итогам 9 месяцев текущего года объём перевозок по Севморпути составил 24,5 млн т. За весь прошлый год этот показатель достиг 31,5 млн т, в 2018–м — 20,1 млн т.
В целом, по озвученным ранее оценкам Росатомфлота, для круглогодичной эксплуатации СМП необходимо 13 ледоколов.
Атомоходы проекта 22220 считаются самыми большими и мощными в мире. Но в Приморье на судостроительном комплексе "Звезда" ведётся строительство нового суперледокола "Лидер" (проект 10510). Атомоход мощностью 120 МВт сможет преодолевать арктический лёд толщиной более 4 м.