Крепчают на морозе: рост цен на газ пока не помог бюджету России

Автор фото: Донат Сорокин/ТАСС

Цены на газ бьют рекорды — однако энтузиазм на рынках может сбить погода. В Европе тем временем хотят прекратить поддержку новых нефтегазовых проектов.

Рынок голубого топлива пребывает в разнонаправленном состоянии. Так, январские фьючерсы на NYSE снизились на 8% от начала декабря — до 2643 за МБТЕ. Спотовые индикаторы на EEX, напротив, показывают 12%–ный рост, котировки на момент написания публикации зафиксировались на отметке $16 339 за МБТЕ.
На голландском хабе TTF цены вплотную приблизились к $200 за 1 тыс. м3 газа. По итогам декабря из газохранилищ может быть отобрано до 20 млрд м3 газа, что станет вторым результатом за всю историю после январского рекорда 2017 года. Уровень заполненности подземных хранилищ газа (ПХГ) ЕС достиг 81,16%.
Газ растёт в цене, несмотря на погодные прогнозы: в ближайшие 2 недели в Европе и США ожидается оттепель, морозы же вернутся только в последние дни месяца.
"Вызывает беспокойство тот факт, что большинство погодных данных свидетельствуют о потеплении 28–29 декабря, хотя мы считаем, что холод может снова ударить по США 30 декабря — 1 января, что требует пристального наблюдения", — считают аналитики NatGasWeather.
Однако растущая цена на голубое топливо пока не приносит радости российскому бюджету. Согласно данным ФТС, за 10 месяцев этого года доходы от экспорта России снизились почти на 25% — и почти все потери пришлись на энергоресурсы.
"Недосчёты" по поставкам СПГ составили почти 15% (или $1 млрд), однако там и доходы меньше — $5,9 млрд. Ведущая газодобывающая компания России — "Газпром" — недосчиталась в своём бюджете $15 млрд. Доходы концерна от экспорта упали на 44,4%, хотя физический экспорт снизился лишь на 11,4% — до 159 млрд м3.
Тем не менее на бирже акции компании дорожают. Главным образом — на новостях о достройке "Северного потока — 2". В привычной манере накладывать санкции на всё и вся США заложили в бюджете на 2021 год средства, необходимые для расширения санкций в адрес "Северного потока — 2" и "Турецкого потока".
Наших поддержала Германия, отметив, что страна по–прежнему заинтересована в завершении проекта. А из немецкого парламента поддержка прозвучала ещё более смело: "То, что сейчас продолжается строительство “Северного потока”, является ободряющим знаком. Будет ли транспортироваться по этому трубопроводу российский газ, решать не высокопоставленному представителю правительства США", — заявил глава комитета бундестага по вопросам экономики и энергетики Клаус Эрнст.
Предположительно сооружение трубопровода должно завершиться в первой половине 2021 года. На этих ожиданиях бумаги компании пошли вверх, а капитализация "Газпрома" достигла 4,8 трлн рублей, обогнав по этому значению "Роснефть". Трубоукладочное судно "Фортуна" вечером в четверг, 10 декабря, было в районе достройки магистрали "Северный поток — 2" — примерно в 70 км от выхода трубы на германский берег. На настоящий момент уложено 94% газопровода из 2460 км общей протяжённости.

Сплошная зелень

И пока для России голубое топливо — новая манна небесная и вообще направление, куда можно пустить средства на радость гражданам (например, проведя повсеместную газификацию сёл и деревень), в Европе идут другой тропой.
Во вторник на прошлой неделе еврокомиссия предложила исключить нефте– и газопроводы из списка приоритетных проектов. Согласно официальному документу, Брюссель будет поддерживать проекты, которые направлены на снижение к 2050 году углеродных выбросов.
"Наши амбициозные цели в области климата требуют большего внимания к энергоустойчивости и новым чистым технологиям. Вот почему в нашем предложении приоритет отдаётся электросетям, морской энергетике и возобновляемым газам, в то время как инфраструктура нефти и природного газа больше не будет иметь права на поддержку", — отметила еврокомиссар по энергетике Кадри Симсон.
При этом в ЕС продолжат действовать остальные пункты программы "Трансъевропейских энергетических сетей" (TEN–E), где прописано создание единой нефтегазовой и электрической инфраструктуры, которая должна создать единый рынок и вовлечь в него страны Балтии, которые на сегодняшний день изолированы.
Однако эта инфраструктура должна быть "умной" — чтобы контроль подачи энергии шёл на основе данных и без участия оператора. Одним словом, похолодало — дать больше энергии, потеплело — кран перекрыть. Европейское стремление "озелениться" — хороший повод для некоторых стран попросить денег. Так, ряд испанских компаний выдвинули проекты, которые претендуют на финансирование из средств фонда восстановления экономики Евросоюза — объёмом 750 млрд евро. Эта сумма будет распределена в виде грантов и займов в период с 2021 по 2026 год. Поскольку налицо тренд на экологию, то и приоритет будет отдаваться таким идеям. Со своими eco–friendly проектами Испания может стать крупнейшим получателем помощи — на сумму 140 млрд евро.

Iэлектрон

Интеллектуальные энергосети — концепция не новая. Понятие smart grid зародилось ещё в начале 2000–х, когда мы с вами даже айфонов и говорящих колонок не знали. В создание таких систем "играют" не только европейцы, но и коллеги из других стран. И у нас тоже такие развлечения есть — прямо в Петербурге. Например, "Ленэнерго" уже несколько лет реализует концепцию smart grid, и в июле нынешнего года была введена цифровая подстанция 110 /10 кВ "Каменка" в Приморском районе.
Генеральный директор ПАО Андрей Рюмин отметил, что подстанция полностью соответствует концепции "Цифровая трансформация 2030", которую утвердили в марте 2020–го: "Мы обеспечили 100%–ную наблюдаемость параметров сети, организовали автоматизированный учёт электроэнергии и цифровой обмен данными технологических процессов. Объект будет работать без постоянного присутствия персонала, а технологии позволят обеспечить надёжное электроснабжение потребителей". За 5 лет компания планирует ввести систему автоматизированного цифрового управления на 80 подстанциях 35–110 кВ в Петербуре и Ленобласти. Всего же в рамках упомянутой выше программы цифровизации электросетей в течение 10 лет планируют вложить 54,7 млрд рублей.
Энергокомпании взахлёб и наперебой готовы рассказывать о своих технологических решениях, однако энергетика — не лидер среди отраслей по инвестициям в информационные технологии. Так, по данным Deloitte, в этом секторе компании тратят всего 2,3% дохода в "поумнение" предприятий. Для сравнения — банки вливают 7,9% от дохода, IT–компании — 6,5%.
"Причина общего отставания энергетики — это наша российская консервативность. Мы считаем, что не надо ломать то, что хорошо работает", — говорит заместитель генерального директора филиала АО "Системный оператор Единой энергетической системы" "Объединённое диспетчерское управление энергосистемы Северо–Запада" Евгений Сиротенко.
Однако "у них" тоже не дивный цифровой мир: "Не могу сказать, что на Западе технологии сильно развиты. Мы занимаемся рядом проектов по анализу больших данных, которые помогают не только управлять системой, но и находить риски по отказу оборудования. Мы изучили весь зарубежный опыт, и многие технологии, которые внедряем у себя, на Западе находятся в зачаточном состоянии", — рассказал заместитель генерального директора по цифровой трансформации и дополнительным услугам ПАО "Россети Ленэнерго" Павел Дьяков.