На перспективу: как за десятилетия изменились цели СНГ

Автор фото: РИА Новости
Изначально Содружество заявлялось как форма цивилизованного развода на переходный период.

В пятницу в режиме видеоконференции прошёл Совет глав государств СНГ.

Начиная разговор о Содружестве Независимых Государств, необходимо вспомнить, что создана данная организация была в тот же момент 8 декабря 1991 года, когда в Беловежской пуще высшие должностные лица трёх республик — от Республики Беларусь председатель Верховного совета Станислав Шушкевич и председатель Совета министров Вячеслав Кебич, от Российской Федерации (РСФСР) президент Борис Ельцин и госсекретарь Геннадий Бурбулис, от Украины президент Леонид Кравчук и премьер–министр Витольд Фокин — подписали соглашение о прекращении существования Союза ССР как "субъекта международного права и геополитической реальности".
1991 год — точка в поражении СССР в холодной войне. Беловежские соглашения — окончательное юридическое оформление уничтожения Советского Союза, проведённое лидерами трёх теперь независимых государств. И СНГ тогда — это элемент этого уничтожения.
Изначально Содружество заявлялось как форма цивилизованного развода на переходный период. Слишком многое связывало союзные республики, чтобы одномоментно разорвать все отношения. СНГ должно было стать той площадкой, на которой будут проводиться консультации по разделу имущества, удовлетворению взаимных претензий и определению новых правил независимого друг от друга существования по пути в новый светлый цивилизованный западный мир. То, что рано или поздно все будут там, сомнений тогда ни у кого не было. Движение предполагалось с разной скоростью, кто–то раньше, как республики Прибалтики, кто–то позже.
Но дорога через мост всем была предначертана одна, а дальше новая встреча уже на другом берегу. Встреча под патронажем США и ЕС, в рамках НАТО и общего рынка. И сомнений, что это единственно верный путь истории, у руководства тогдашней России и других республик не было.
Не было его и в мире. Вспомним, что примерно в это же время (в 1992 году) вышла в свет первая книга "Конец истории и последний человек" американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы. Один мир, один гегемон, одна идеология, одна торная дорога на всех. Но что–то пошло не так.
Прошло почти 30 лет.
Мир крайне далёк от единоначалия и единообразия. Нет единого общепризнанного образа будущего, к которому нужно стремиться. Наоборот, растёт альтернативная проектность и конкуренция региональных центров силы.
На этом фоне изменилось и целеполагание СНГ. Собственно первоначальная задача снята с повестки дня. Многие вообще хотели бы её забыть, вычеркнуть навсегда из памяти…
Сейчас Содружество — это один из региональных инструментов интеграции на евразийском пространстве и одновременно удобная площадка для обсуждения сложных двухсторонних вопросов между соседними странами. Здесь была и есть возможность переговорить (более или менее неформально) представителям Таджикистана и Узбекистана, или Армении и Азербайджана, или другим партнёрам. Результат таких встреч если и не виден сразу, то очень важен на перспективу.
Для России другие действующие интеграционные институты на постсоветском пространстве сейчас играют более значительную роль. И ОДКБ, и ЕАЭС наполнены осязаемой конкретикой и действующим содержанием. На них и делается основной упор во внешней политике ближнего зарубежья.
Да, часто повестка дня заседаний Совета глав государств СНГ скорее ни о чём, чем о чём–то конкретно. Предположим, как и 18 декабря: состояние и перспективы развития сотрудничества в политической, торгово–экономической, социальной и культурной сферах, обмен мнениями по актуальной международной и региональной проблематике, вопросы взаимодействия в борьбе с распространением коронавируса.
Только последний тезис тянет на какую–то актуальность. Остальное — это поговорить о том, как нам дальше разговаривать. Но сами контакты глав государств Содружества — это уже важный сигнал во внешний мир.
The medium is the message, сказал в своё время Маршалл Маклюэн.
И здесь это очень верно.