Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Прививка бодрости: нефтяной рынок поверил в победу над COVID

308
Любовь Лучко
21 декабря 2020, 10:08

Нефтяная отрасль на подъёме в предвкушении победы над коронавирусом. В России только ждут восстановления топливного рынка, тогда как Китай и Индия подают пример.

Последний месяц уходящего года нефтяной рынок воспрянул духом. Так, с начала декабря к моменту написания материала Brent выросла на 6% (до $50), WTI — до $47, а наша отечественная Urals также прибавила 6% и торговалась на отметке $49.

Подросли и акции крупнейших нефтедобывающих компаний. Бумаги Exxon Mobil на NYSE подорожали на 11%, Baker Hughes — также на 11%, Chevron на их фоне оказался не столь динамичен (рост всего на 0,3%).

Также на Московской бирже положительная динамика у "Газпрома" (+9%) и "Лукойла" (+5%), а акции "Роснефти", напротив, упали на 0,2%. В целом же индекс нефтегазовой отрасли в России был в плюсе — его рост относительно начала месяца составил 4%.

В начале декабря прошли заседания ОПЕК и ОПЕК+. Перед этим атмосфера нагнеталась и полнилась слухами — не без усилий вездесущих и, как водится, плохо подготовленных журналистов. В ходе споров и обсуждений участников картеля судьба мировой нефтедобычи решилась — сокращение ослабляется, и с января 2021 года нефтедобывающие страны, подписавшие договор, могут увеличить совокупную добычу на 0,5 млн барр. / сут., тем самым доведя общий объём до 7,2 млн барр. / сут.

"Участники ОПЕК осознают важную роль нефтяной промышленности в обеспечении быстрой доставки вакцин транспортом. Кроме того, многие медицинские принадлежности, хирургические маски и респираторы, а также другое оборудование, необходимое для борьбы с COVID–19, производятся из нефтепродуктов", — так звучало приветственное слово генерального секретаря ОПЕК Мухаммада Баркиндо.

Однако рынки подошли к пику неделю спустя — на энтузиазме от новостей фармацевтической отрасли. Так, Brent почти перепрыгнула планку $51. Победа над зловредной заразой кажется всё ближе, это существенно поддержало нефтяные котировки.

"Рост цен на нефть и позитив в отношении вакцины от коронавируса сподвигли часть участников нефтяной сделки продвигать идею увеличения добычи с января, это отвечает интересам развития нефтяной отрасли ряда стран. Но другие участники сделки считают, что это преждевременно и может обрушить цены на нефть. В этом и состоит суть противоречий в картеле", — считает инвестиционный стратег УК "Арикапитал" Сергей Суверов. Следующее заседание министерского комитета по мониторингу исполнения соглашения ОПЕК+ состоится 4 января 2021 года, а за день до этого встречу проведёт технический комитет ОПЕК+.

Рванули так рванули

Не успели в мире загадать восстановление державных экономик, как ОПЕК всех огорчила прогнозом по спросу на нефть в 2021 году. По данным аналитиков картеля, в следующем году спрос на чёрное золото составит 5,9 млн барр. / сут. — это на 0,35 млн барр. / сут. ниже предыдущего прогноза.

"В качестве негативного фактора в прогнозе ОПЕК акцент делается уже не столько на прямом воздействии коронавируса (ведь вакцинация уже пошла), сколько на его последствиях — изменении модели потребительского поведения, из которой стали выпадать передвижения на всех видах транспорта и сопутствующее им потребление топлива", — прокомментировал "ДП" директор Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) Сергей Воробьёв.

Однако востребованность нефтехимии и промышленного топлива будет увеличиваться. Уже сейчас положительная динамика фиксируется в Индии и Китае, в которых восстановление экономики идёт бодрыми темпами. Так, в Индии PMI рос начиная с июля, в ноябре достигнув значения 58,9, правда замедлившись в декабре до 56,3. В Китае была отмечена просадка в феврале 2020 года (35,7), тогда как в марте индекс резко взлетел вверх к планке 52, преодолев даже доковидные уровни.

В ноябре и декабре индекс деловой активности Поднебесной равнялся 51,4 и 52,1 соответственно (для наглядного сравнения — Россия заканчивает год с отметками 46,9 и 46,3). Это отразилось и на нефтеперерабатывающей отрасли в обеих странах. Так, Indian Oil Corp сообщила, что компания в ноябре впервые с февраля 2020–го подняла загрузку мощностей своих НПЗ до 100%, чтобы удовлетворить растущий спрос на топливо.

Объём нефтепереработки в Китае в ноябре вырос на 3,2% в годовом выражении и установил новый исторический рекорд. Государственное статистическое бюро сообщило, что в прошлом месяце в стране было переработано 58,3 млн т нефти, или 14,2 млн барр. / сут. Этот показатель превысил достигнутый в октябре исторический рекорд 14,09 млн барр. / сут. Сей факт поспособствовал дальнейшему движению Китая во внешний мир.

Так, первая частная китайская нефтекомпания Zhejiang Petroleum & Chemical (ZPC) начала экспортировать нефтепродукты. ZPC стала первым частным предприятием Китая, получившим разрешение на данный вид деятельности. Компания уже отправила в Сингапур судно с более 37 тыс. т бензина и до конца года может экспортировать до 1 млн т нефтепродуктов.

Старту китайской экспансии поспособствовало и недавнее создание крупнейшей в мире зоны свободной торговли между странами АСЕАН и их партнёрами. Китай и еще 14 стран АТР заключили 15 ноября 2020 года в Ханое историческое соглашение о всестороннем региональном экономическом партнёрстве (ВРЭП) — Regional Comprehensive Economic Partnership. ВРЭП объединило страны с населением 2,2 млрд человек и создало гигантский экономический блок, на который приходится около 30% мирового ВВП и 28% мировой торговли. По прогнозам специалистов, к 2050 году общий ВВП стран ВРЭП может вырасти до $100 трлн.

"По прогнозам Международного энергетического агентства, Поднебесная уже в следующем году обгонит США по объёмам нефтепереработки, выйдя таким образом на первое место по этому показателю. Но вот структурные проблемы страны никуда не денутся: долговая накачка экономики достигла пика, фондовый рынок Китая перегрет, в плохом, насколько известно, состоянии находятся долги отдельных провинций, которые, кстати, гарантируются центральным правительством в Пекине", — говорит Сергей Воробьёв.

Коньков Сергей
Фото: Коньков Сергей

Sales must go on

В Европе полным ходом развёртывается энергопереход. Крупнейшие производители большегрузных машин Daimler, Scania, Man, Volvo, Daf, Iveco и Ford вместе с Ассоциацией европейских производителей автомобилей подписали соглашение о прекращении выпуска большегрузов на дизельных и бензиновых двигателях к 2040 году — на десятилетие раньше запланированного срока. Место на сцене займут аккумуляторы, водород и экологически чистое топливо.

Российской топливной отрасли такие страсти пока не грозят — мы всё ещё вовсю воюем за "цифру", не до экологии. Однако пока мы вторим мировому тренду — в России потребление топлива в результате карантина просело так же, как и во многих других странах. Минэнерго ожидает, что мировой спрос на автомобильное топливо вернётся к своим доковидным уровням через 2 года. Рост потребления авиатоплива растянется на гораздо более долгий срок — 5–10 лет. "Существенную часть выручки компании формировал бизнес–тревел, его станет гораздо меньше. Сейчас мы находимся где–то на уровне 60% от докризисного уровня, скорее всего, вернёмся к 90–95%", — полагает заместитель министра энергетики Павел Сорокин.

Кроме того, до конца года ФАС и Минэнерго могут представить приказ о повышении нормативов продаж топлива на СПбМТСБ. Для увеличения ликвидности биржевых торгов минимальные нормативы продаж на бирже бензина предлагается поднять до 11%, а дизельного топлива — до 7,5%.