Всей биржей скинемся: розничные инвестиции как решение транспортных проблем

Автор фото: Ермохин Сергей
Частным трамваем до Славянки занимается "АБЗ-1".

Ажиотаж петербуржцев на фондовых рынках мог бы помочь Смольному решить транспортные проблемы.

На прошлой неделе Мосбиржа зарегистрировала дебютный выпуск облигаций петербургского дорожного подрядчика "АБЗ–1". Подрядчик это не простой, а для Смольного, можно сказать, "золотой", поскольку проявил редкую смелость и согласился поучаствовать в ГЧП на создание частного трамвая до Славянки.
Партнёром в этой концессии на общую сумму свыше 25 млрд рублей выступает Газпромбанк, и он же совместно с BCS Global Markets помогает организовать выпуск.
Увы, разделить все риски влиятельные государственные партнёры не решились. Деньги (3 млрд на первом этапе, а всего до 10 млрд рублей) АБЗ–1 занимает под своё честное имя, которое на открытом рынке оценивается в 11–12% годовых. Примерно по таким ставкам сейчас торгуются, например, облигации микрофинансовых организаций "МигКредит" и "Онлайн Микрофинанс" или девелопера "Легенда". С другой стороны, чего ожидать от сферы дорожного хозяйства, где банкротства и конфликты сторон — не редкость?
"Рейтинг компании — BBB–. Боюсь, что институциональные инвесторы в соответствии с рейтингом так массово не смогут поучаствовать, поэтому мы в первую очередь хотим заинтересовать этим займом физических лиц", — сказал на презентации директор по работе с эмитентами BSC Global Markets Рустем Кафиатуллин.
Расшифруем идею. Биржи сейчас в эйфории из–за колоссального притока неопытных частников, забирающих деньги с депозитов. По данным ММВБ, количество физлиц на фондовом рынке в этом году выросло с 3,85 млн до 7 млн человек, а в следующем году может превысить 10 млн.
Торговые платформы по всему миру переполнены фирмами с протянутой для IPO рукой. Даже российские эмитенты умудряются собрать денег с горочкой, как сделал недавно Ozon. Для бизнеса это редкая возможность избавиться от банковских залогов и получить средства на развитие.
Теперь к розничным клиентам потянулись и участники петербургского рынка инфраструктурного строительства. Вот только первый шаг получился очень робким.
"Инфраструктурные облигации" для узкого круга партнёров в городе уже выпускались — можно вспомнить вполне успешные проекты ЗСД или платной трассы до Москвы. А вот для широкого спроса экономика пока что, судя по всему, не дозрела. Хотя очевидно: если бы средства привлекались под конкретное СП, а государство давало гарантии, ставка была бы ощутимо ниже.
Однако ГЧП будет развиваться, других выходов при тотальном огосударствлении экономики у властей просто нет. Поэтому, будем надеяться, город дорастёт и до таких высоких материй. Вот сейчас, например, решается судьба метростроительства — вроде бы помочь городу взялся ВТБ.
Но представим на минуточку, что широкому кругу горожан предлагается приобрести инфраструктурные облигации, которые приблизят метрополитен к их дому. Надо полагать, миллиард–другой физлица точно подкинут, плюс девелоперы, которым проще будет продать "квадраты", плюс какие–нибудь федеральные денежные мешки. Пусть с миру по нитке, но процесс сдвинулся бы с мёртвой точки.
Главное — не растратить доверие розничных инвесторов, за плечами которых 30 трлн рублей на депозитах. Опыт "кидания" своих внутренних партнёров у государства есть — вспомнить хотя бы облигации сталинской эпохи. Но есть и опыт грамотного партнёрства с мировыми инвесторами, использованный для рывка в железнодорожном строительстве в XIX веке. Жаль, что он, в отличие от советского времени, совсем уже подзабылся.