В Смольном получили подтверждение, что пол перед кабинетом Гергиева треснул не из–за строительства метро, и продолжат его копать
Фото: Сергей Коньков
В Смольном получили подтверждение, что пол перед кабинетом Гергиева треснул не из–за строительства метро, и продолжат его копать
Фото: Сергей Коньков

Метрополитен с оперой: экспертиза разрешила стройку "Театральной"

14208
Дарья Кильцова
23 декабря 2020, 10:10

Смольный получил экспертизу, подтвердившую: от строительства метро Мариинка не развалится

Работы по возведению станции "Театральная" на Лахтинско–Правобережной линии метро (ЛПЛ, "оранжевая" ветка) воздействуют на здание Мариинского театра, но никаких критических осадок, которые могли бы ему навредить, нет. Такое заключение, по данным "ДП", дали Смольному специалисты Горного университета совместно с институтом "Ленметрогипротранс" (ЛМГТ). Чиновники заказали экспертизу после того, как худрук театра Валерий Гергиев заявил, что "любое продолжение работ будет усугублять опасность разрушения Мариинского театра и Консерватории", а перед его приёмной треснул пол.

Не останавливаться на прокопанном

"Специалисты дали предложения касательно технологии работ и первоочередных мер, которые будем исполнять. В целом же рекомендовано не останавливать работы, потери для здания будут минимальными", — уточнил источник "ДП" в Смольном. Необходимость изменения технологии подземных работ подтвердили и в Горном. Стройку приостанавливать не нужно.

"Оседания на данный момент практически стабилизировались, но ещё не завершились, а деформации (наклонов и кривизны) в 2020 году в целом даже снижались", — прокомментировали в Горном университете, отметив, что уровни развития деформационных процессов не представляют угрозы для несущих конструкций здания, а сами деформации пока ещё находятся на уровне граничных значений.

"Мы дали КРТИ предложения, какие забои подлежат кратковременной остановке на 3–4 месяца, а какие нет. Если нет ресурсов безостановочно проходить забои рядом с Мариинским театром (средний зал и правый боковой тоннель станции “Театральная”), мы предложили их остановить, пока материальные и технические средства не будут готовы в полном объёме. На поверхности это никак не скажется", — прокомментировали в ЛМГТ, отметив, что чем ближе строители будут подходить к Мариинке, тем больше вероятность воздействия на здание театра.

Ничего страшного

В КРТИ не уточнили, были ли даны подрядчику, ОАО "Метрострой", рекомендации к проведению работ в районе "Театральной". По данным ведомства, ведётся постоянный мониторинг состояния близлежащей застройки, в том числе здания Мариинского театра, и критически неравномерных осадок здания нет. "Кроме того, организованы работы по дополнительному обследованию грунтов и строительных конструкций театра. По их итогам будут выработаны рекомендации и предложения для внесения в проект строительства вестибюля и наклонного хода станции “Театральная”", — прокомментировали в КРТИ.

В "Метрострое" изданию сообщили, что каких–либо распоряжений или корректировок проекта по строительству станции "Театральная" подрядчику не поступало. "На данном объекте продолжаются строительные работы, в том числе сооружение среднего и бокового станционных тоннелей, проходка участка перегонного тоннеля от “Театральной” к “Спасской” и других выработок", — прокомментировали в пресс–службе компании.

Пока без вестибюля

Строительство же входного вестибюля и наклонного хода решено пока отложить. В действующий контракт по ЛПЛ были заложены первоочередные мероприятия для этих работ, но от них чиновники отказались, говорит собеседник "ДП" в транспортном блоке Смольного. "Не будем открывать забои, станция останется в основных конструкциях", — пояснил источник. По его словам, планируется заказать предпроект, в рамках которого изучат варианты месторасположения наклонного хода. В принятии решения будут участвовать в том числе представители Минкультуры РФ и Мариинки.

Однозначно рассмотрят варианты на месте Дома быта на углу Лермонтовского пр. и ул. Декабристов, а также в районе Театральной площади, но на удалении от Мариинского театра. "На предпроект сейчас денег нет, но планируется заказать эту работу в середине 2021 года. На саму проработку уйдёт 5–6 месяцев, а на строительно–монтажные работы по вестибюлю и наклонному ходу — 2–3 года. Из–за выноса большого количества сетей они будут дорогостоящими, порядка 7–8 млрд рублей", — говорит собеседник "ДП" в Смольном.

У Петербурга есть желание увязать работы по строительству "Театральной" с реконструкцией Мариинского театра, несущие конструкции которого, согласно заключению Горного, ещё до начала подземного строительства имели 16 зон трещин. Оно же подтвердило непричастность работ под землёй к трещине в полу у кабинета Гергиева.

Совмещение работ по реконструкции Мариинки и строительству станции метро логично и с технологической точки зрения, говорит собеседник "ДП" в Смольном, но для этого необходимо постоянное финансирование.

Ожидается, что приступить к работам можно будет не раньше 2024 года, а закончить их к 2027–му.

Напомним, после нескольких переносов срок ввода "Театральной" намечен на 2024–2025 годы, причём участок "оранжевой" ветки от "Спасской" до "Горного института", между которыми окажется "Театральная", планируется достроить раньше, в 2023 году. В Минкульте не смогли оперативно предоставить комментарий.