Укололи — и пошёл: спасёт ли Россию вакцинация от коронавируса

Автор фото: ТАСС

При условии эффективности созданных вакцин против коронавируса эпидемия может полностью закончиться в декабре 2021 года

В декабре Минздрав анонсировал старт вакцинации от Covid–19 во всех регионах РФ. По данным комитета по здравоохранению Петербурга, в Северную столицу поступило 5500 доз вакцины "Спутник V", а до конца года ожидается поставка ещё 100 тыс. доз. В общей сложности планируется вакцинировать порядка 60% населения.
По словам первого заместителя председателя комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга Андрея Сараны, у вакцины есть противопоказания, поэтому на первых этапах она не будет вводиться людям старше 60 лет, беременным и женщинам в период грудного вскармливания, а также тем, у кого к моменту вакцинации есть острые инфекционные или неинфекционные заболевания и обострение хронических заболеваний.
Однако непредсказуемая реакция на вакцину вполне может быть и у практически здоровых людей. В инструкции же к вакцине всего две рекомендации по подготовке пациента к прививке от коронавируса. Так, обязательным является только общий осмотр и измерение температуры тела. В случае если температура превышает 37°C, вакцинацию не проводят. При этом ни слова не сказано о необходимости анализов и даже о том, что нужно сдавать тесты на антитела.
В связи с этим соцсети накрыла очередная волна недоверия и скептического отношения к российской вакцине и отечественному здравоохранению в целом.
Однако согласно Распоряжению КЗ СПб №794р, вакцинации подлежат только лица, не имеющие IgG (антител класса G) к вирусу SARS–CoV–2. Тесты перед вакцинацией пока действительно не делают, но, как пояснили в Минздраве России, если человек точно знает, что перенёс COVID–19, то на прививку ему пока записываться не стоит. Но не исключено, что в перспективе вакцинировать будут и переболевших коронавирусной инфекцией, поскольку ряд исследований показал, что у тех, кто перенёс ковид в лёгкой или умеренной форме, антитела зачастую пропадают через 4–5 месяцев после болезни.
При этом, как отмечают эксперты, существует вероятность, что сохраняется так называемый Т–клеточный иммунитет, который продолжает защищать организм (в широкой клинической практике тесты на Т–клеточный иммунитет сейчас не применяются). Однако точных данных пока нет. "Действительно, есть исследования, демонстрирующие, что антитела в крови постепенно исчезают. Но стоит понимать, что так происходит при многих вирусных инфекциях. Как говорится, иммунная система не обязана поддерживать постоянный уровень антител в крови, который может идентифицировать лабораторный тест. А существующее понятие “клеточный иммунитет” означает, что в клетках памяти зафиксирована встреча с вирусом и при новых атаках они сработают", — поясняет врач–эпидемиолог медицинского центра "XXI век" Надежда Сатосова.
"Для решения вопроса о вакцинации переболевших необходимо больше времени и больше информации о повторной заболеваемости пациентов, перенёсших COVID–19, — подтверждает помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов. — Подходы к вакцинации переболевших граждан будут выработаны по мере поступления такой информации".

Конец эпидемии

Вторым моментом, вызывающим у многих недоумение, является время проведения вакцинации. Обычно прививки делаются перед началом эпидемии, а не в период острого эпидемиологического неблагополучия.
Однако эксперты уверены, что в данной ситуации это вполне оправданный шаг. "Действительно, мы привыкли, что вакцинацию известного нам гриппа начинают в преддверии эпидемии и стараются закончить прививочную кампанию за 2–4 недели до прогнозируемого эпидемического подъёма. Но есть ситуации, когда вакцинацию проводят во время эпидемического неблагополучия. Яркими примерами являются корь, холера, полиомиелит", — поясняет Надежда Сатосова.
Ростислав Нильк, пульмонолог холдинга "СМ–Клиника", также считает, что вакцинация в разгар эпидемии — это разумно и при условии эффективности вакцины поможет снизить дальнейшее заражение и прервёт развитие эпидемии.
"Многолетние наблюдения свидетельствуют об эффективности профилактической прививки даже в инкубационном периоде. Человек если и перенесёт инфекцию, то в лёгкой форме. Хотя в ситуации с новой коронавирусной инфекцией достоверно спрогнозировать что–либо невозможно. В эпидемиологии мы обо всём говорим с определённой долей вероятности", — говорит Ростислав Нильк.
Трудно делать точные прогнозы и относительно влияния массовой вакцинации на время окончания эпидемии.
"Это определит множество факторов, в том числе производство и поставки вакцины, готовность системы здравоохранения к организации прививочной работы — в частности, просто наличие необходимого количества персонала. Есть понятие “иммунная прослойка”, или “коллективный иммунитет”. Большинство специалистов сходятся во мнении, что показатель коллективного иммунитета должен приблизиться к 60–80%. Это позволит новой коронавирусной инфекции перейти в сезонное заболевание. Не стоит забывать, что иммунную прослойку составляют не только получившие прививку, но и переболевшие", — комментирует Надежда Сатосова.
В любом случае, чтобы эпидемия пошла на спад, нужно вакцинировать большую часть населения России. По оценкам руководителя центра НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи Александра Гинцбурга, на это потребуется около 9–12 месяцев.
По мнению Ростислава Нилька, при удачном раскладе — быстрой вакцинации и эффективности вакцины — заболеваемость удастся снизить в течение полугода, а полностью прервать распространение вируса вполне реально в течение года.