Без году депутаты: политические расклады перед выборами в Петербурге

12 ноября в отставку подал бывший глава петербургского Горизбиркома Виктор Миненко.

В теории избирательная кампания должна начинаться на следующий день после предыдущих выборов, на практике — примерно за год до будущих. Этот год для Думы и ЗакСа начался в минувшем сентябре, и уже можно оценивать первые расклады.
Главная предвыборная интрига в Петербурге уже много лет (с тех самых пор, как нас покинула Валентина Матвиенко, у которой, как у Екатерины II, ни одна пушка без её разрешения не стреляла) неизменна: будет ли Смольный вмешиваться или отдаст все эти дела на откуп спикеру Вячеславу Макарову. Пока что во всех случаях Мариинский дворец побеждал или легко, или вообще без боя.
В конце ноября, накануне фактического старта кампании, в Горизбиркоме сменился председатель. Вместо Виктора Миненко, очередного выжитого Москвой главы нашей комиссии, им стала Наталья Чечина, прежде руководившая администрацией Курортного района. Тот факт, что она работала там ещё под начальством Александра Беглова, дал основание называть нового главу комиссии, безусловно, человеком губернатора.
Однако, как показывает практика, посадить в начальники своего ставленника — ещё не значит установить контроль над структурой.
В своё время Виктор Панкевич считался креатурой Георгия Полтавченко, но это не помогло ему сладить с Гор­избиркомом, в котором большинство склонялось на сторону Вячеслава Макарова.
Впрочем, скорее всего, такая задача перед Панкевичем и не ставилась, так как Смольный активно проводил политику непротивления. Но если нынешняя городская администрация решится всё–таки на политическую борьбу, то свой человек во главе избирательной комиссии будет для неё важным фактором.

Внешние проявления

Однако главным ресурсом на выборах всё равно был и остаётся контролируемый социал–пенсионный электорат, который окормляется муниципалами. Во вторую очередь это бюджетники, управляемые руководителями своих учреждений. Но если таких работников довольно легко заставить прийти на выбор­ы, то обеспечить их голосование за определённого кандидата уже не так просто.
Контроль над всеми этими структурами делят между собой депутаты ЗакСа и главы районов. Их интересы совпадают далеко не всегда. Например, весь этот год парламентские единороссы, избранные в Кировском районе, воевали, при полной поддержке всего ЗакСа, с районным начальником Сергеем Ивановым. В ноябре объектом депутатского внимания стал Калининский район, на плохую работу главы которого, Василия Пониделко, парламент стал жаловаться губернатору. До этого ЗакС воевал с Центральным районом, но сейчас там спокойно. Смольный убрал прежнего главу, Андрея Хлуткова, а с нынешним, Максимом Мейксиным, у Мариинского дворца мир. При этом на муниципальных выборах осенью 2019 года не смогли переизбраться предыдущие советы, состоявшие из единороссов, но бывших на стороне главы района. Им на смену пришли оппозиционеры, и если изгнание прежних мундепов, безусловно, соответствовало интересам Макарова, то являетс­я ли победа нынешних частью его стратегии — не ясно.
В целом, если судить по внешни­м проявлениям, в большинстве районов ситуация спокойная, а значит, муниципалы, как и прежд­е, в основном контролируются депутатами ЗакСа. Вместе с тем обращает на себя внимание довольно неожиданная реформа Смольного, который принципиально изменил структуру доходов муниципальных бюджетов, лишив их привычных налогов и сделав 110 из 111 образований дотационными. Теперь все они вынуждены будут ходить за деньгами к чиновникам. Впроче­м, в ЗакСе не сильно возмущались по поводу таких перемен, не видя в этом, вероятно, для себя угрозы.
Кроме того, Александр Беглов поменял куратора внутренней политики, собрав все соответствующие комитеты под началом вице–губернатора Александра Бельского, который до этого профильно занимался взаимодействием с муниципалами. В отличие от предыдущего ответственного за это направление — Ирины Потехиной, интересовавшейся больше образованием и СМИ. В результате мы видим набор действий, которые потенциально могут трактоваться как подготовка к перехвату стратегической инициативы в 2021 году. Однако прежде все такого рода ожидания оказывались необоснованными.

Первый секретарь

Ресурс, который, безусловно, останется в руках Вячеслава Макарова (если только не произойдёт явление deus ex machina в лице федерального партийного руководства, которое предложит ему новую интересную работу), — абсолютный контроль над партией. А значит, над праймериз, по итогам которых будут выдвигаться кандидаты. И если вопрос о том, кто пойдёт от «Единой России» в Думу, — не местного ума дело, то списки в ЗакС он сможет сформировать исключительно из лояльных себе людей.
Судьба большинства единороссовских пешек столь же неинтересна, сколь и неизвестны их имена, но этого нельзя сказать о лидерах. Например, что будет с вице–спикером Сергеем Соловьёвым, вторым по значимости человеком в ЗакСе? Уйдёт ли он (то есть согласует ли его Москва) в Думу, как якобы хочет он сам, или останется в Мариинском дворце потенциальным конкурентом Вячеслава Макарова? Сумеет ли переизбраться новый Милонов — пользующийся покровительством спикера Денис Четырбок, публично вою­ющий с главой Кировского района, который контролирует большинство муниципалитетов на своей территории? Как сложится судьба ушедшего в тень лидера фракции ЕР Александра Тетердинко?
В оппозиции тоже есть интрига со знаковыми фигурами. В «Яблоке» после так вовремя случившихся откровений бывших студенток из борьбы за первое и единственное гарантированно проходное место в партсписке выбыл близкий к Явлинскому Александр Кобринский. Теоретически это повышает шансы Бориса Вишневского — если только сам великий яблочный вождь не захочет вновь стать петербургским депутатом. От кого будет баллотироваться Максим Резник, вероятно, не знает пока даже он сам. Формально беспартийный Михаил Амосов, говорят, близок к договоренностям со «Справедливой Россией», но вряд ли там ему дадут настолько топовое место в списке, чтобы он мог расслабиться. Надежда скорее на округ. Только про Оксану Дмитриеву можно уверенно предположить, что, собрав харизму в кулак, она пойдёт в ЗакС и Думу от своей нынешней Партии роста и по своему привычному округу.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020