На великом развороте: финансовые рынки избежали глобального краха

Автор фото: Коньков Сергей
Автор фото: Коньков Сергей

Завершающийся год, несомненно, войдёт в историю биржевых операций. Финансовые рынки рушились и восстанавливались.

При этом удивляет не способность к возрождению, а скорость. Любители находить на графиках разные фигуры наверняка используют для обозначения латинскую литеру V. Но, так как ряд показателей сумел даже вырасти, это больше похоже на математический знак корня. Открытым остаётся вопрос — насколько здоров такой оптимизм.

Вирус и мир

В двадцатых числах января произошло резкое падение на Гонконгской фондовой бирже. Причина — угроз­а распространения коронавируса нового типа, совпавшая с решением агентства Moody's понизить кредитный рейтинг Гонконга. Тогда казалось, что это чисто локальная история на несколько недель, но уже в конце первого месяца 2020-го на открывшихся после окончания празднования Нового года по лунному календарю биржах региона падение переросло в обвал. Любопытно, что тогда находились аналитики, которые советовали брать азиатские акции побыстрее. Но уже 19 февраля пандемия вызвала повсеместный обвал, красным окрасились все фондовые площадки. 24–28 февраля рынки показали самое масштабное недельное падение после кризиса 2007–2008 годов. Следующий обвал — ровно через месяц. ФРС США в марте в два приёма экстренно снизила базовую процентную ставку до диапазона 0–0,25%.
На фоне закрытия экономик казалось, что произошёл глобальны­й крах. Однако накачка рынков деньгами привела к восстановлению индексов. К концу года инвесторы радостно реагировали на известия, что действенная и дешёвая вакцина вот-вот появится. Люди всегда верят не в правду и не в ту ложь, которая похожа на правду, а в то, во что они хотят верить. График индекса Dow Jones Industrial Average довольно показателен. Год он открывал близ отметки 29 350 пунктов. На первом китайском страхе он снизился на 100 пунктов, к началу февраля восстановился. Потом резко пошёл вниз к 19 170 пунктам (середина марта) и затем начал рост (с откатами). На начало декабря главный американский индекс весил 29 900 пунктов.

Неофиты платят

В России год начинался за здравие. 13 января отечественный фондовый рынок обновил рекорд — суммарная капитализация ценных бумаг превысила 12 трлн рублей. Это было продолжение банкета — по итогам 2019 года объём вложений иностранных фондов в российский рынок почти вернулся к значениям докризисного 2013 года ($83,3 млрд против $85,6 млрд). Потом весенняя волна распродаж затронула и нас. Но и выздоровление получилось не менее эффектным, чем в США. Тут можно обратить внимание на дополнительный фактор: в России 2020-й станет годом частного инвестора. Если Моисей привёл евреев в Израиль, то вирус привёл россиян на фондовую биржу. Это тем более странно, что на фоне падения доходов, денег у граждан должно было стать меньше.
Но против фактов нет аргументов. "Количество физических лиц, имеющих брокерские счета на Московской бирже, по итогам ноября 2020 года превысило 8 млн. В ноябре брокерские счета открыли более 560 тыс. человек, с начала 2020 года — 4,2 млн человек, то есть больше, чем суммарно за все преды­дущие годы", — сообщила биржа в начале декабря. По итогам ноября количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) превысило 3,2 млн. С начала года открыто порядка 1,6 млн ИИС. Это опять-таки двукратный рост лишь за 11 месяце­в, да не к прошлому году, а ко всей истории! А дальше простая логика: деньги, которые несут неофиты, поддерживают котировки акций лучше, чем любые словесные интервенции. Конечно, многие паркуют семейные капиталы в облигациях, но немало идёт и в более рискованные инструменты. А количество имеет свойство переходить в качество.
Вот провалы и взлёты 2020 года в цифрах. Индекс РТС открывал год с 1550 пунктов, весной проваливался до 835 пунктов, а сейчас поднялся до 1330 пунктов. Индекс Мосбиржи — 3030, затем 2074 и 3166 пунктов соответственно. Напомним, первый считается из котировок российских акций в долларах, а второй — в рублях.

Новые люди

На фоне прихода инвесторов в стране возобновились первичные биржевые публичные размещения акций. Были и случаи, когда корпорации, зарегистрированные за рубежом, но имеющие активы в России, открывали обращение акций по месту нахождения своего бизнеса.
В начале года на Московской бирже рассчитывали, что в 2020 году на площадке может пройти окол­о 30 IPO российских компаний (столько успешных IPO состоялось за предыдущие 10 лет). Но вирус спутал планы. Среди тех, кто всё-таки вышел на биржу: группа "Эталон" с февраля открыла торги глобальными депозитарными расписками на акции. Уже в сентябре состоялось IPO "Совкомфлота" — крупнейшей национальной судоходной компании. Акции ушли по 105 руб­лей. 29 октября ещё один девелопер, "Самолёт", провёл первичное размещение. В ноябре на биржи Москвы и Петербурга пришли расписки на акции интернет-магазина Ozon Holdings.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020