В один клик: логистика как драйвер развития цифровизации

Автор фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Автор фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Тенденция на глобальную диджитализацию в логистике, как и в других сферах экономики, наметилась уже давно. Но в 2020 году в отрасли грузоперевозок началась в буквальном смысле IT-революция. И пусть дроны и беспилотный транспорт всё ещё скорее экзотика, чем реальность, ряд умных платформенных решений для максимальной оптимизации рабочих процессов уже всё-таки есть.

Сегодня цифровизация в России идёт двумя путями: силами частного бизнеса и сверху — от государства. Последнее решает глобальные задачи, реализует нацпроекты, разрабатывает и внедряет законодательную базу. Предприниматели же отталкиваются от насущных потребностей и ожиданий клиентов в отношении скорости и качества услуги, а также от собственной необходимости в повышении эффективности.

Работа на результат

Что послужило катализатором для бурного развития IT-технологий в 2020 году? Во-первых, рост объёма рынка электронной коммерции, в связи с тем, что офлайн ретейл оказался под запретом из-за пандемии. Как никогда на первый план вышли оперативность поставки заказов, многоканальность, точность и прозрачность всех логистических операций.
Во-вторых, и это особенно ощутили производственники, свою роль сыграли увеличение стоимости сырья и снижение среднего чека покупки, а также уменьшение рынка в целом. Ведь только по официальной статистике, например, по малым и средним предприятиям за время коронакризиса перестали существовать порядка 6% организаций. Новые требования времени заставили всех участников рынка стать более эффективными и оперативными.
Об этом "ДП" рассказал Александр Шестаков, президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, генеральный директор "Первой мебельной фабрики": "Коронавирус усилил значение IT и в мебельном бизнесе. Например, мы должны внимательнее относиться к нашим клиентам. Для этого мы усилили нашу CRM-систему. Теперь мы точно знаем, когда и с каким запросом к нам обратился клиент, какие у него потребности, какие предложения были ему сделаны".
Этот год выдался очень непростым для всех, но нам удалось оптимизировать часть процессов взаимодействия между подразделениями, мы исключили большое количество телефонных звонков или сложных заявок, дублирование информации. К примеру, теперь дизайнер оформляет заявку на выезд замерщика к клиенту в один клик, и не тратит на это 10–15 минут как раньше. Мы также должны следить за загрузкой дизайнеров, наша автоматизированная система позволяет перераспределять работы между ними.
Александр Шестаков
генеральный директор "Первой мебельной фабрики"
Необходимость сокращения рутинных процессов в работе для достижения максимальной эффективности подчеркнули и в компании "Моушн Продактс", которая является поставщиком импортных подшипников качения и скольжения.
Еженедельно поставщику приходится оформлять примерно 100 заказов на доставку. Это занимает довольно много времени, так как процесс охватывает сразу несколько подразделений. Работа в разных "окнах" (своя база и перевозчика) затягивает процесс, да и "человеческий фактор" никто не отменял: из-за переноса информации вручную часто возникают ошибки при указании адреса, контактов и т.д.
В результате автоматизация, к которой компании шли все последние годы, в полной мере проявилась именно в уходящем году: повсеместное использование умных технологий позволило многими процессами управлять удалённо, зачастую сводя их к нажатию на одну кнопку.

Мультизадачность

По мнению большинства участников рынка, цифровая трансформация логистики сейчас происходит за счёт использования компаниями платформенных решений, сводящих разные автоматизированные процессы воедино. Налицо тенденция к объединению и коллаборации компаний из самых разных сфер, так как именно в этом случае появляется возможность обмена опытом. Поэтому, по словам экспертов, наиболее эффективные платформы — те, за которыми стоят и IT, и инфраструктурные составляющие, и база компетенций.
Также стоит учитывать, что если отдельные программы и сервисы позволяют улучшить какой-то определённый бизнес-процесс, то платформа способна решить сразу несколько задач: например, интегрировать бизнес-процессы участников цепочки, соединять производителей с потребителями, управлять складскими запасами и оказывать целый спектр других услуг.
Одной из таких умных платформ в сфере логистики является сервис "1С:Доставка", который специалистами 1С и BIA Technologies был интегрирован с возможностями логистического оператора ГК "Деловые Линии" и подключён к "1С:Бизнес-сеть". Теперь пользователи "1С: Бизнес-сеть" могут не только заказать перевозку прямо в своём личном кабинете, но и отследить статус выполнения заказа, а также получить все необходимые документы. По словам руководителя группы практики автоматизации торговли фирмы "1С" Валерии Молокановой, новый функционал позволил автоматизировать процесс оформления заказа на доставку и значительно повысить качество работы.
Интеграция с транспортной компанией позволяет нам предложить пользователям удобный сервис работы. Бизнес сможет уменьшить объём рутинных операций, сократить затраты на логистику, оперативнее обслуживать клиентов.
Валерия Молоканова
руководитель группы практики автоматизации торговли фирмы "1С"
В ГК "Деловые Линии" отметили, что новый проект даёт возможность компаниям сосредоточиться на привлечении покупателей и, соответственно, повысить конверсию продаж.

Проверено на практике

Компании, которые уже подключились к сервису, отметили, что время заполнения заявок сократилось в среднем на 20–30%, а вероятность ошибки в указании данных снизилось до минимума. Но главное, подключение не потребовало дополнительного вмешательства разработчиков: пользователи самостоятельно настраивают функции, обучают персонал и запускают автоматическое заполнение бланка заказа из системы 1С. А заказать перевозку можно в любую точку России, с которой есть транспортное сообщение, а также в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.
Разработчики нового сервиса трудятся в плотном взаимодействии с клиентами, прислушиваются к их пожеланиям, в числе которых — обеспечение возможности анализа всех заказов доставки, введение опции сохранения и распечатки списка, возможность формировать один документ заявки на доставку по нескольким документам-основаниям.
Процессы, которые были запущены в этом году пандемией коронавируса, неизбежно отразятся на разных сегментах экономики в ближайшем будущем. Логистика не станет исключением. Сегодня лидеры рынка создают совместные диджитал платформы для работы, объединяя усилия и повышая производительность, а завтра их опыту последуют остальные участники бизнес-процессов, что в итоге выведет отрасль на новый уровень.