Фото: Сергей Коньков
Фото: Сергей Коньков

Время разбрасывать сервисы: 5G отдаляется от жителей России

1323
Анна Торговцева
10 января 2021, 17:10

Если в прошлом году перспективы появления сетей пятого поколения в России можно было считать туманными, то 2020-й расставил все цифры перед G.

Пока в Китае, Японии и даже соседней Финляндии всерьёз взялись за исследование 6G и обещают, что технология появится через десятилетие, в России даже сети 5G будут полноценно развёрнуты не ранее 2025-го — и дело не только в борьбе за необходимые частоты 3,4–3,8 ГГц, которые не отдают Минобороны и "Роскосмос". Сеть 5G в России должна развёртываться исключительно на отечественном оборудовании. "Согласно дорожной карте отечественное оборудование в достаточном объёме для массового применения появится только в конце 2024 года", — отмечают в "Мегафоне". По оценкам компании, если бы сети 5G были запущены в 2021 году, объём производства оборудования для России к 2030 году достиг бы более 5 трлн рублей. При этом уже сейчас по всей стране операторы запускают базовые станции, прокладывают кабели в стандарте 5G-ready. Из последнего — в таком формате МТС построили сеть на "синей" ветке метро. Она сделана таким образом, что при массовом внедрении стандарта 5G можно будет оперативно развернуть мобильную связь нового поколения.

"Чем быстрее надзорные органы определятся с выделением того или иного диапазона частот, тем скорее сами операторы примут свои дорожные карты по внедрению технологии. Стоимость инвестиций в строительство сетей 5G и темпы развёртывания сетей будут напрямую зависеть от выделенного диапазона", — подчёркивают в Tele2.

По данным GSMA, в мире 5G уже есть у 101 оператора. Россия же окажется в числе замыкающих к 2025 году, считают в "Мегафоне". Задержка с запуском сетей 5G приведёт к тому, что экономика России потеряет порядка $32 млрд в период с 2025 до 2030 года.

Лучше, чем ничего

Промедления с 5G заставляют испытывать танталовы муки всю отрасль, и операторы делают всё возможное для приближения заветной технологии. Так, "большой четвёркой" за год было развёрнуто несколько тестовых зон в разных городах страны. В Петербурге пятое поколение тестировал "Билайн" в "Севкабеле", МТС в Кронштадте, а "Мегафон" продолжил исследования в своей 5G-лаборатории на базе ВШМ СПбГУ.

Несмотря на то что частный пользователь на долгие годы останется без 5G, бизнес-клиенты уже становятся потребителями сетей пятого поколения. МТС первыми получили лицензию на развёртывание сетей в диапазоне 24,25–24,65 ГГц (для нужд бизнеса такие частоты подходят). Стандарт 5G позволит компаниям активно использовать технологии искусственного интеллекта, интернета вещей, VR/AR для удалённого управления оборудованием, развития беспилотного транспорта и создания новейших систем контроля качества на производстве. Так, например, в начале этого года МТС и Ericsson развернули первую в России промышленную сеть 5G на заводе "КамАЗ". А в августе МТС и СИБУР договорились о развитии зоны выделенной сети 5G на территории завода "СИБУР–Химпром". Вместе с тем "Мегафон", кажется, воспринял стихотворение "зато мы делаем ракеты" буквально и вкладывается не только в 5G, но и в альтернативные способы коммуникации. Компания инвестировала 6 млрд руб­лей в исследование возможностей развития спутникового интернета.

Убрать балласт

Ещё весной считалось, что телеком-отрасль от пандемии останется в выигрыше: якобы рост спроса на услуги связи как со стороны населения, так и со стороны бизнеса повысит финансовые показатели компаний. Реальными цифрами такое мнение не подтверждается. Если в прошлом году минусовая динамика выручки была только у "Вымпелкома", то за первое полугодие похожие результаты показал и "Мегафон" — снижение на 4,7%. У "Билайна" за первое полугодие выручка упала на 5,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Обе компании связывали такое положение дел с пандемией. В то же время локдаун подтолкнул мобильных операторов к решению, которое напрашивалось давно: началась оптимизация розничных сетей и постепенное сокращение розничных точек. Так, в МТС за год было закрыто 669 салонов, в "Билайне" — 600 за 2019–2020 годы.

"Мы сфокусировались на эффективности нашей розницы, на работе с онлайн-каналом. Какие-то офисы закрыли, какие-то перенесли. Самый важный тренд года — серьёзная перестройка в сторону онлайна во всех отраслях, и мы не исключение", — отмечают в "Билайне". По словам представителей МТС, причин для пересмотра форматов операторской розницы несколько. Во-первых, растут продажи через онлайн-каналы (по итогам III квартала выручка МТС от онлайн-продаж выросла на 76,3% в годовом исчислении). Кроме того, сами пользователи стали реже обращаться в салоны за помощью. Это связано с развитием сервисов самообслуживания и возможностью купить сим-карту онлайн или через терминал.

Всем стать

Тот факт, что абоненты "закончились" и подключать больше некого — в России в среднем на одного жителя приходится 1,8 мобильных подключений, — заставляет операторов искать другие точки роста. Количество "не телеком" продуктов в МТС уже превышает 50, конкуренты не отстают: услуги предоставляются по всем фронтам — это и банковские сервисы, и медиа, и ИТ. Операторы уже видят себя полноценными экосистемами наравне со "Сбером", Mail.ru Group, "Яндексом". И только "Билайн" скромно говорит о ставке на партнёрство с сервисами для покупок, доставки, онлайн-образования.

Эксперты же считают, что дополнительные сервисы и другие ухищрения похожи на поиск философского камня — многообещающе, но безрезультатно. Количество пользователей сторонних сервисов растёт, но медленно. Взять хотя бы успехи на взлетевшем из-за пандемии рынке онлайн-видеосервисов. По подсчётам аналитического агентства TelecomDaily, больший объём рынка в первом полугодии 2020-го приходится на Ivi (23%) и Okko (17%). Игроки телеком-рынка демонстрируют более скудный результат: 6% — у "Ростелекома" и 4% — у "МегафонТВ". Остальные операторы и вовсе в расчёт не попали, на них и другие сервисы приходится не более 3%. Ситуация близка к патовой: 5G мощный толчок отрасли не даст, абонентскую базу расширять некуда. Мобильным операторам остаётся делать выжидательные ходы, тестируя различные подходы и сервисы, надеясь, что что-нибудь выстрелит.

Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020