Докатились до провинции: сервисы доставки Петербурга выходят в регионы

Автор фото: ТАСС
Петербургский сервис доставки продуктов "Самокат" пока работает в четырёх городах: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и Казани. Однако, согласно данным hh.ru, компания сейчас активно ищет сотрудников в новых регионах: Екатеринбурге, Челябинске, Кемерово, Волгограде, Самаре, Новокузнецке, Ростове–на–Дону, Уфе, Воронеже и Барнауле.
Директор по маркетингу "Самоката" Игорь Рожков рассказал "ДП", что они действительно планируют запуск сервиса сразу в нескольких новых городах в 2021 году. Активную региональную экспансию компания начнёт уже в первом полугодии.
"Мы постоянно работаем над развитием зоны покрытия 15–минутной доставки и открываем новые дарксторы. В Петербурге и Ленобласти уже действует 109 центров формирования заказов. Именно здесь у нашей услуги самый высокий уровень проникновения", — отмечает Рожков. По его словам, в некоторых районах Петербурга до 40% домохозяйств пользуются сервисом.
"В декабре 2019–го “Самокат” доставил первый миллионный заказ за всю историю сервиса, прогноз к концу 2020–го — свыше 18 млн", — говорит Игорь Рожков.
Также под конец 2020 года другой петербургский фудтех–сервис — "Достаевский" — начал работать в Сочи. Однако в компании не смогли оперативно ответить на вопросы "ДП" о планах по дальнейшему расширению.
Сервис с петербургскими корнями igooods с февраля по август 2020 года запустился в 25 городах. Управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис отмечает, что в 2020 году компания активно выходила в регионы: "Пандемия подтолкнула многих предпринимателей к выбору франшизы сервиса доставки продуктов". По его словам, igooods планирует продолжить региональную экспансию в 2021 году. В ближайших планах — выход в крупные города на юге и востоке России.
Григорий Кунис рассказал, что пока им удаётся расширяться без привлечения дополнительных заёмных средств. "Первые инвестиции в сервис мы сделали совместно с братом, Дмитрием Кунисом, они составили 50 млн рублей. В 2018 году в первом раунде инвестиций мы привлекли 123 млн рублей от фонда SOL Ventures (позднее фонд продал свою долю igooods). Годом позже 10% сервиса igooods приобрёл маркетплейс Joom за 325 млн рублей. Этих вложений на данный момент хватает, чтобы составить конкуренцию корпорациям вроде “Сбера” и “Яндекса”, бюджеты которых несоизмеримо больше", — добавил он.
В компании отмечают, что во II квартале 2021 года они планируют провести ещё один раунд инвестиций. Привлечённые средства пойдут на запуск сервиса за рубежом: для выхода в первую очередь рассматривают Францию, Германию и Италию.
По мнению Григория Куниса, такого ажиотажного спроса, какой возник весной этого года, в 2021–м не будет, но интерес к доставке продолжит расти. "На фудтех–рынке увеличится количество игроков, которые будут предлагать разные виды сервиса. Большие компании сейчас работают над расширением функционала, локальные сервисы предлагают свою нишевую продукцию", — отмечает он. По прогнозам igooods, к 2025 году рынок вырастет в 5–10 раз.
Пока петербургские компании захватывают другие региональные рынки, очередная крупная федеральная компания сегмента e–grocery вышла на рынок Северной столицы — это "Утконос Онлайн". Директор по маркетингу и клиентскому сервису "Утконос Онлайн" Михаил Морозов рассказывает, что компания запустила доставку от 3 часов в Петербурге в середине октября, сегодня они получают около 500 заказов в день, но уже в следующем году планируют выйти на показатель более чем 3 тыс. заказов в высокий сезон.
"В ближайший год всё большее значение будет приобретать персонализация, в том числе основанная на big data, сокращение времени доставки и развитие голосового помощника. Также продолжит развиваться тренд ответственного потребления", — считает Морозов.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Марк Шерман отмечает, что в этом году аудитория сервисов доставки в крупных городах выросла в 2–3 раза. Продукты питания стали доставлять практически все крупные ретейлеры. "Одним из важнейших вопросов стало качество доставки — в выигрыше будут те, кто сможет инвестировать в логистику, работу с курьерами, сервис последних метров, если так можно сказать", — говорит Шерман.
Эксперт акцентирует внимание на том, что ассортимент продуктов, за исключением премиального сегмента, везде примерно одинаковый, поэтому потребитель будет выбирать по цене и срокам доставки. "Сейчас всё идёт к тому, что крупные агрегаторы предлагают продукты и еду из ресторанов вместе, так что рынок будет идти к большим маркетплейсам", — считает Шерман.
Григорий Кунис замечает, что в целом, несмотря на мощный толчок пандемии, объём рынка всё ещё невелик — в Петербурге на онлайн–доставку приходится до 3% от розничного оборота продуктов питания. "Доля будет постепенно увеличиваться и, по данным InfoLine, к 2023 году может достичь 10% в крупных городах", — заключает он.