Фасад не пройдёт: кто сможет влиять на архитектурный облик Петербурга

Автор фото: Михаил Тиханов

ЗакС принял в трёх чтениях поправку об обязательном согласовании архитектурно–градостроительного облика (АГО) всех зданий с КГА. Ранее комитет визировал только жильё.

Ведомство уже обладало правом согласования фасадов в нулевые годы, но в 2010–м соответствующие полномочия вычеркнули из должностного регламента главного архитектора по требованию городской прокуратуры — она сочла, что для этого нет оснований (см. "ДП" № 139 от 24.09.2019).
В 2014 году правительство Дмитрия Медведева утвердило постановление "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства", позволяющее регионам требовать согласования АГО. После чего, в 2015–м, Смольный инициировал поправку в закон "О градостроительной деятельности в Санкт–Петербурге", предусматривающую такое согласование для жилых домов, и разработал новый закон — "О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно–градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства".
В КГА были заинтересованы распространить эти согласования и на нежилые здания, но юристы медлили — видимо, потому, что правовая основа для этого не была создана Медведевым. Всё же в 2019 году в закон "О градостроительной деятельности" приняли новую поправку о нежилых зданиях. При этом закон "О порядке предоставления решения…" много месяцев оставался на стадии второго чтения. В Смольном изучали опыт других регионов, прокомментировал "ДП" руководитель экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов.
По его словам, катализатором окончательного утверждения поправок парламентом стали события в Петроградском районе, где законодатели противостоят нескольким стройкам, на которые жалуются соседи. Последний возмутивший парламентариев пример — представленный летом на Градсовете проект стройки жилья возле особняка Стаценко на наб. Мартынова, 60, на Крестовском острове. Депутаты и сами, очевидно, заинтересованы иметь возможность влиять на АГО, но прямого механизма — за исключением рабочего взаимодействия с КГА — у них, по всей видимости, нет.
Ещё одна история, которая привлекла внимание к отсутствию механизма согласования АГО для нежилых зданий, — эпопея со строительством новой арены на месте СКК. При действующем регулировании архитектура её могла и вовсе пройти мимо профильного комитета. Только благодаря заявке инвестора, ООО "СКА арена", на повышение высотности на участке до максимально допустимых 60 метров у КГА появилась возможность влиять на ситуацию. В ноябре в комитет поступило предварительное архитектурное решение будущего СКК, чиновникам удалось получить его через комиссию по землепользованию и застройке (то есть не по линии АГО). Впоследствии комитет обнародовал видеоролик с архитектурой арены, но не на своём сайте, а на страничке в YouTube (теперь он недоступен). Формально это было сделано в рамках интернет–обсуждений. До Нового года в "СКА арене" планировали получить заключение Главгосэкспертизы.