Фото: Vostock-photo
Фото: Vostock-photo

Go в вирт: новогодние корпоративы переходят в VR

247
Анна Торговцева
27 декабря 2020, 21:20

Почитатели технологии VR/AR находят "похищенное" Рождество в виртуальном пространстве.

На этот Новый год VR стал одной из легальных альтернатив групповым офлайн–развлечениям. В новом мире и подарки стали другими: обычные календари и кружки теперь дополняют цифровыми элементами. Впрочем, спасёт ли это всю индустрию — непонятно. К технологии всё ещё слишком много вопросов.

Коллективный VR

Выездные мероприятия для сферы игрового VR — это относительная новация, которая раньше применялась редко, но приобрела актуальность после карантина, рассказывает генеральный директор VR–студии District Zero Сергей Саяпин.

Поспособствовали этому как нацеленность людей на снижение социальных контактов, так и чисто технические факторы. В числе последних Сергей Саяпин называет вышедшее в начале года оборудование — новые шлемы виртуальной реальности Oculus Quest от Facebook. Стоит такая разработка почти вдвое дешевле нового iPhone, что существенно скажется на повышении уровня проникновения технологии.

"Это позволило быстро организовывать и запускать игровые сессии не в стационарных, заранее подготовленных залах, а фактически в любом пространстве", — говорит он.

При этом покупать новинку решаются не все игроки, многие выбирают аренду, особенно если шлем нужен единоразово — для проведения праздника.

"Наряду с набирающими популярность вечеринками по видеосвязи есть возможность провести праздник в виртуальной реальности, организовав для всего коллектива встречу в виртуальном пространстве, при которой физически каждый участник будет у себя дома, подключаясь при помощи устройств виртуальной реальности, отслеживающих движение головы и рук пользователя. Такой формат праздников пришёл в Россию летом текущего года, когда в разгар пандемии некоторые школы и университеты проводили выпускные в виртуальном формате", — отмечает генеральный директор и совладелец петербургской сети виртуальных развлечений MIR VR Илья Седёлкин.

Но полный уход корпоратива в виртуальность — всё–таки петербургская особенность, поскольку здесь полноценные корпоративы отменяются из–за антиковидных ограничений. В других же городах VR нередко становится частью банкета.

"Выездные VR–сессии сейчас часто включают в пакет развлечений для заказчика при мероприятиях на его территории. Ещё год назад такого сегмента фактически не было. Но нужно понимать, что VR чаще берут именно как дополнение к основной канве мероприятия, когда это идёт параллельно основному празднику и застолью. Поэтому корпоративы VR, конечно, не заменит, а лишь гармонично дополнит", — подчёркивает Сергей Саяпин.

Крупные студии уже поймали корпоративный тренд и создают игры именно под потребности коллективов — в них могут одновременно играть до 10 человек, команда на команду. Так что в качестве новогодних развлечений виртуальная реальность может предложить трендовые игры PvP–формата (человек против человека). Это вовлекает в процесс сразу много участников и создаёт активную игровую динамику: босса можно "застрелить" в классическом шутере, а коллег обыграть в виртуальных загадках, соревнованиях в ловкости и даже в покере. Есть развлечения и для детей: например, виртуальные снежки.

Виртуальность укачивает

По подсчётам PwC, объём рынка AR и VR–индустрии составляет $46 млрд, к 2025 году он должен показать десятикратный рост, считают в компании. По данным Ассоциации AVRA, сейчас в России более 400 компаний, создающих AR / VR–решения на российском и международном рынке.

Несмотря на динамичный рост сегмента, скептики отмечают, что виртуальная реальность пока не способна развиться до уровня повсеместного проникновения. После появления технологии всеобщее опьянение сменилось разочарованием: устройства пока недостаточно эргономичны, неудобны, ряду людей вообще противопоказаны (так как вызывают укачивание), а разработкой VR–игр занимается в разы меньше компаний.

Инвестируют в VR тоже с опаской, особенно после кейса компании HTC. В 2019 году генеральный директор компании Ив Майтрес заявлял, что неудачи HTC на рынке смартфонов связаны с инвестированием в VR–инновации, пока другие компании развивали оборудование и вкладывались в 5G.

Кроме того, до момента полноценного развития 5G на игровой опыт будет влиять и чисто техническая проблема: качество интернет–соединения. В этом смысле виртуальный контент очень требователен. Беспроводной шлем от Oculus почти решает вопрос удобства, но вынуждает игрока позаботиться о скорости Wi–Fi или мобильного интернета.

Альтернатива: изменённая реальность

Но параллельно с виртуальной реальностью уже развиваются технологии смешанной реальности (Mixed Reality — MR), которой нюансы использования шлемов не касаются. "VR в персональных гарнитурах имеет ряд ограничений. Нельзя большое количество людей посадить, предоставить им гарнитуры и сохранить одновременно человеческий контакт, взаимодействия друг с другом. Проекционные же системы современного уровня позволяют создавать пространства, которые по уровню вовлечённости не уступают персональным шлемам. И мозг в такой кабине перестраивается быстрее", — считает владелец и директор компании "Визионеро" Андрей Лысенко.

В основе MR лежит проекция. Это как кинотеатр, только изображение выводится на все стороны комнаты. "Но, в отличие от кино, в системах смешанной реальности можно взаимодействовать с миром жестом, голосом, прикосновением, выстраивать диалоги с виртуальными актёрами", — подчёркивает Андрей Лысенко.

В Петербурге смешанную реальность активно используют музеи и выставочные залы. Разработка одной такой интерактивной программы начинается от 1 млн рублей. Используется тот же игровой "движок", что и в VR. Разница в оборудовании: если для VR это шлемы и контроллеры, то в смешанной реальности игра не требует подключения к человеку устройств. Оборудование не касается игрока: это инфракрасные камеры, датчики, которые установлены на тех поверхностях, с которыми происходит взаимодействие.

Не развлечёт, так научит

Может быть, пока VR и не захватывает сферу развлечений так, как ожидали фанаты "Матрицы", но на других направлениях у технологии тоже есть потенциал. Например, в корпоративном обучении. Уже сейчас основное отличие России от глобального рынка — концентрация не на решениях для широкого потребителя (B2C), а на разработке VR / AR–технологий для бизнеса (B2B).

"Основная проблема раньше заключалась в том, что компании не знали, где и как эффективно применять технологию, как её масштабировать. И как оценивать успешность и результаты. Теперь мы исходим из подхода Proof of concept — то есть доказательства концепции. Нужно исходить из целей и задач бизнеса, например сократить сроки обучения персонала и повысить уровень подготовки и навыков", — рассказывает директор по развитию компании Varwin Сергей Никонов.

Развивается и образовательная сфера применения VR. Множество идей о том, как обучать детей с помощью виртуальной реальности, разбивались об отсутствие соответствующего контента. Сейчас же специальные платформы позволяют продвинутым детям самим программировать образовательные VR–проекты: воспроизводить древние миры и города, запускать химические реакции и прочее.

AR–дары волхвов

Интересно, как технологии на стыке "реальностей" охватывают всё новые стороны предновогодней суеты. В этом году трендом стали AR–подарки: это сувениры с сюрпризом. Если навести экран смартфона на презент, он оживает.

"Чаще всего к Новому году рисуется Дед Мороз, летающие олени, сани и другая новогодняя атрибутика. С точки зрения пользователя всё просто: скачивается приложение, на интерфейсе появляется простая инструкция. Нужно навести камеру на метку, телефон распознает её, и на экране демонстрируется контент. Он может быть любым: и видео, и 3dD–модель, и логотип компании", — отмечает ведущий менеджер Black VR Михаил Дымов.

В качестве основы используется классический ассортимент фотосалонов: кружки, магниты на холодильник, календари. Наиболее популярны такие сувениры у корпоративных заказчиков. "Кроме того, есть оживающие упаковки, оживающие визитки, баннеры, флаеры. Это круглогодичная история — далее последует спрос и на другие праздники", — рассказали "ДП" авторы проекта "AR подарок".

Как правило, для демонстрации контента заказчики используют готовое приложение компании — разработчика AR. Некоторые клиенты предпочитают создать собственную программу, но это дольше и дороже. Разработка такого приложения может обойтись в дополнительные 300–400 тыс. рублей, сообщил Михаил Дымов.

Есть и более масштабное применение AR–технологий в Новый год. На улицах города устанавливают декорации с элементами дополненной реальности. Например, в прошлом году компания "Метрополис" поставила в Петербурге пряничный домик. В его окнах при наведении камеры демонстрировались видеоролики из жизни Деда Мороза. Но в этом году, конечно, такого волшебства ждать не стоит.

Есть очень серьёзные преграды продвижения VR–технологий в чистом виде. Во–первых, людям не очень нравятся шлемы. Многих даже начинает тошнить. Это происходит в связи с тем, что у мозга происходит "рассинхронизация": ваше зрение говорит, что вы падаете в пропасть, а вся остальная "физика" — что всё нормально. Мозг понимает, что здесь что–то не так, и думает, что его отравили. Во–вторых, погружение неполное. Нет запахов и тактильных ощущений. Образуется замкнутый круг. Люди не покупают VR–оборудование, потому что нет нормальных приложений. Люди не пишут приложения потому, что у клиентов нет VR–очков. Выход из этого положения такой: нужно делать приложения, которые работают и в VR, и на плоских экранах. Омниканальность снимает этот барьер. С этими оговорками, как мне кажется, VR всё–таки выйдет в сферу широкого потребления.
Игорь Рождественский
Игорь Рождественский
Генеральный директор Martal Spb
Спрос на AR–подарки, как и вообще на эту технологию, активно растёт. В основном у тех компаний, которые уже знакомы с ней, например у застройщиков и проектировщиков. Чаще всего заказывают календари–трио. Прямо на поверхности календаря возникают вопросы персонализированной викторины. Каждый день в ней появляется новый вопрос, пользователь набирает баллы, получает новые статусы. Так взаимодействие с календарём и с брендом происходит ежедневно. Есть сувениры и на другие праздники. На 8 Марта это тетрадь для записи рецептов. При наведении на её обложку на экране телефона появляется рецепт дня, который можно сохранить и записать в тетрадь. А на 23 Февраля — деревянная подставка и бокал для пива. При наведении появляется вопрос "мужской" викторины о футболе, виски, боксе, авто и так далее.
Екатерина Братищева
Екатерина Братищева
Сооснователь компании "Атрибутика"