Хочется и колледжа: среднее профобразование как приговор

Автор фото: Архив "ДП"

Выпускники средних специальных учебных заведений готовы раньше сверстников выйти на рынок труда. Но примет ли он их — большой вопрос.

Работодатели готовы рассматривать соискателей со средним профессиональным образованием, но это не отменяет безработицы среди выпускников колледжей.
В топе востребованных профессий среднего звена уже сейчас можно отыскать, например, специалистов по машинному обучению или сбору цифрового следа, но образовательная система за рейтингами явно не успевает. Итог — переучивающие программы дополнительного образования, судорожные поиски "своего пути" и, как следствие, "подвисание" рабочих рук в промежуточном состоянии.

Недоучиться и переучиться

К зиме молодым специалистам в Петербурге стало легче искать работу, но несоответствие спроса и предложения всё ещё кажется весомым. Так, по информации hh.ru, сегодня в профобласти "Начало карьеры, студенты" на одну вакансию приходится около 18 резюме (при норме 5–6). И хотя в мае конкуренция доходила до отметки 40 соискателей на место, перенасыщенность рынка молодыми кадрами явно ощущается даже сейчас.
При этом тяжелее всего, пожалуй, приходится выпускникам программ среднего профессионального образования (СПО). По данным фонда социального развития "Фокус–Медиа" со ссылкой на Росстат, ещё в прошлом году самый высокий уровень безработицы наблюдался именно среди людей с СПО. Тогда без работы сидели 15,4% выпускников программ подготовки специалистов среднего звена и 15,5% выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
"Молодым специалистам всегда нелегко строить карьеру. Как правило, компании ищут сотрудников с некоторым опытом. Мы же готовы рассматривать выпускников колледжей без опыта работы в производственных и логистических подразделениях, где есть возможность начать карьеру с азов и расти внутри компании", — говорит директор по связям с общественностью "Fazer Россия" Екатерина Кулиненко.
Ещё летом в компании рассказывали о сотрудничестве с Центром карьеры СПбГУ, через который распространялись вакансии среди выпускников. Тогда на позицию супервайзера откликнулись лишь четыре человека, но ни один из них не подошёл работодателю из–за отсутствия мотивации. По словам Екатерины Кулиненко, даже сейчас, в период затянувшегося коронакризиса, значительных изменений в активности молодых специалистов в компании пока не наблюдают. Касается это и выпустившихся из вузов, и окончивших программы СПО.
Те же, кто всё–таки активно ищет работу и не перебирает все возможные и желаемые варианты бесконечно, могут, напротив, себя недооценивать. По данным hh.ru, средняя предлагаемая зарплата для соискателей — 43 тыс. рублей, зато ожидаемая — ниже: всего около 30 тыс. При этом зарплата, превышающая ожидания, может быть связана с пулом линейных вакансий, не требующих опыта, но размещённых в той самой категории "Начало карьеры, студенты".
Но стоит отметить, что ориентироваться лишь на эту категорию нерелевантно, ведь больше половины резюме здесь размещают соискатели в возрасте 26–35 лет, а 38% ищущих работу — люди 20–25 лет. При этом в графе "образование" среднее специальное указывают 19% соискателей.
По словам представителей магистерской программы "Управление образованием" НИУ ВШЭ в Петербурге, сейчас на рынке труда востребованы в основном выпускники педагогических, строительных и медицинских колледжей, а также представители технических специальностей и рабочие. Многим другим выпускникам программ СПО приходится переучиваться.
Так, по итогам пятилетнего соцпроекта фонда "Фокус–Медиа" по трудоустройству выпускников получили образование больше 2 тыс. бывших учащихся колледжей и техникумов Петербурга. Пройти обучение по стандартам движения WorldSkills предлагают и в местном Центре занятости населения. Программа эта доступна как потерявшим работу во время пандемии, так и недавним выпускникам вузов и колледжей, чья специальность пока не востребована на рынке труда. До конца года обучение по нескольким профессиям — маркетолога, делопроизводителя и соцработника — пройдут 100 горожан.
И всё же над всей этой историей нависает очевидный вопрос: если даже вчерашним выпускникам программ СПО приходится оперативно переучиваться, успевает ли за изменениями на рынке труда образовательная система в целом?

Образовательный след

По данным мониторинга качества подготовки кадров, в Петербурге программы СПО реализуются в 112 организациях. При этом самое популярное направление — инженерное дело, технологии и технические науки. Его выбирают 45,66% студентов.
Колледжи–фавориты среди абитуриентов и студентов — в основном отраслевые: от медицинских и педагогических до транспортных, сельскохозяйственных, сценических и художественных. Так, в прошлом году в многопрофильных колледжах на 100 бюджетных мест очной формы обучения приходилось 229 заявлений от абитуриентов, зато в образовательных организациях с выраженной отраслевой спецификой — 289.
При этом, по данным главного научного сотрудника Центра финансово–экономических решений в образовании Ирины Абанкиной, в Москве и Петербурге лишь 16% школьников уходят в колледжи и техникумы после 9–го класса. По её словам, в мегаполисах сохраняется ориентация на высшее образование из–за более развитого рынка труда и, как следствие, реальной возможности устроиться на работу после вуза. Выбор же абитуриентов в пользу программ среднего профессионального образования она объясняет совокупностью факторов. Среди них и включение в движение WorldSkills (у молодёжи появилось более чёткое представление о профессиях), и сокращение срока службы в армии (за один год навыки, полученные в колледже, вряд ли растеряются), и конкурентоспособная стоимость обучения — более низкая, чем в вузах.
Одно но: всё это зачастую не делает среднее профессиональное образование адекватным реальности. Так, осенью Минтруд России утвердил новый список наиболее востребованных профессий среднего звена. Среди знакомых по перечням прошлых годов специальностей — от повара и кондитера до графического дизайнера и сварщика — и новые: специалисты по экологической безопасности природных комплексов, по машинному обучению, по сбору цифрового следа, фронтенд–разработчик.
"Очевидно, что разрыв между рынком труда и программами СПО очень большой. Особенно это заметно по ИТ–среде. “Айтишные” профессии приходится догонять фирмам и предприятиям самостоятельно — вводить корпоративные системы обучения. По крайней мере для ИТ–сегмента это и есть будущее. Пока это “догоняющая” сфера образования — почти всегда дополнительная, а не базовая. Из–за этого формирование корпоративных программ и кажется рациональным. Это настолько волатильный рынок, что, пока какое–нибудь образовательное учреждение будет думать только о внедрении новых стандартов, он снова убежит вперёд", — уверены в НИУ ВШЭ в Петербурге.

Ещё не охота

Из–за ощущения невостребованности многие выпускники с СПО решают продолжить обучение: "рабочие руки" в итоге так и не выходят на рынок труда. В этом вопросе, правда, большое значение имеет непосредственно специальность выпускника.
"У всех разные перспективы. До 50–60% выпускников педагогических колледжей продолжают обучение в бакалавриате. При этом из медицинских колледжей в профильные вузы идут нечасто: немногие в состоянии поступить на бюджетной основе и тем более оплатить учёбу. Зато если мы говорим о специалистах с техническими навыками и рабочих, то все они в основном уходят на рынок труда, так как понимают, что заработки у них уже будут неплохими. Их стратегия — начинать работать как можно раньше. И это никак не зависит от того, будет у нас завтра пандемия или всё станет просто великолепно", — уверены в НИУ ВШЭ в Петербурге.
Эксперты уточняют: нужно разделять колледжи, которые готовят квалифицированных рабочих, и те, что выпускают специалистов. "В этом году выпускники по первому направлению получат новые возможности и открытых вакансий для них станет больше. Для вторых же всё будет по–прежнему: и до пандемии не хватало кадров в образовании, строительстве, медицине. Они и останутся востребованными", — объясняют в НИУ ВШЭ.
Также на рынке труда остаются нужными выпускники колледжей, готовые трудиться в сфере коммерции. "Именно здесь компании с удовольствием рассматривают выходцев из колледжей. По ощущениям, только для одного работодателя из 10 будет действительно важно образование соискателя. Причём, скорее всего, это будет работодатель из узкой сферы — технической или отраслевой. Таким нужны границы при отборе — коридор, который создаётся наличием или отсутствием образования. Но если говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь почти всегда будут обращать внимание исключительно на компетенции человека: умеет ли он убеждать и говорить, насколько он харизматичный и подходит ли руководителю по темпераменту", — говорят в агентстве HR Market.
Здесь же добавляют: если говорить о "работе руками" (например, строительных, отделочных работах), то профильное образование в стенах колледжа может иметь вес для заказчика. Однако чаще клиентам — строительным компаниям — всё же советуют смотреть на портфолио выполненных работ, а не на образование соискателя.
По статистике hh.ru, наибольший спрос у работодателей в Петербурге на молодых специалистов в сфере продаж (34%) или туризма, гостиниц и ресторанов (22%), на административный персонал и консультантов разных направлений (12%), а также на рабочий персонал, представителей транспорта и логистики, производственной сферы, ИТ и маркетинга.
При этом в ноябре индекс в профобласти "Рабочий персонал" в Петербурге был равен 2,2 заявки на место, что говорит о дефиците работников по направлению. В сентябре, октябре и ноябре также был заметен рост спроса на специалистов в сфере ЖКХ, в которую входят инженеры и энергетики, управляющие, бухгалтеры и юристы. Также востребованными специалистами с СПО могут считаться слесари, сантехники, диспетчеры, операторы поломоечных машин, трактористы и маляры.
По данным мониторинга качества подготовки кадров, в Петербурге по программам СПО обучаются около 103 тысяч студентов. Одна часть рабочей силы "подвешена" за счёт продолжения образования — поступления в вузы.
Другая даже не жалуется: набирается практического опыта в рабочих и технических специальностях.
Третья — по общему мнению экспертов, самая многочисленная — находится в поисках места работы по профессии, не находит его и надолго либо остаётся не у дел вовсе, либо "уходит" в ряды линейного персонала.
Пока гипотеза о том, что образование после 9–го класса школы гарантированно даёт способную прокормить будущего выпускника профессию, остаётся лишь мнением, но не всеохватной практикой–фактом.
Пандемия вряд ли повлияет на популярность колледжей и техникумов среди абитуриентов. Выпускники школ, к сожалению, не анализируют рынок труда. По крайней мере наши исследования говорят о том, что вчерашние школьники, поступающие на программы СПО и в вузы, идут совсем по другой траектории: либо выбирают "модные" специальности, либо следуют советам родителей, либо прислушиваются к уже поступившим друзьям. Осознанности в выборе профессии пока не прослеживается — она не сформирована.
Наталья Зайченко
Академический Руководитель Магистерской Программы "Управление Образованием" НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург
Под специалистом среднего звена может подразумеваться и "средний менеджмент": специалисты по продажам, секретари, бухгалтеры. Самые частые запросы на подбор персонала приходят из сферы продаж. Даже если проанализировать агрегаторы вакансий, в среднем 6 из 10 объявлений — поиск менеджеров по продажам. Также часто ищут менеджеров по работе с клиентами — тех, кто не делает "холодных звонков", но работает с "горячими рядами" и действующими клиентами, уже готовыми купить продукт или услугу. В любом случае в фаворитах сферы коммуникаций, продаж, презентаций.
Наталья Ефремова
Руководитель Агентства Hr Market