Как мухи выздоравливают: петербуржцы стали чаще злоупотреблять больничными

Автор фото: Vostock-photo

Количество злоупотреблений больничными листами со стороны наёмных работников в последние годы снижалось, однако пандемия может изменить эту тенденцию.

Петербургская компания столкнулась с тем, что несколько сотрудников регулярно представляли больничные листы из–за ОРВИ, выданные одним и тем же врачом медцентра, расположенного в центре Петербурга. При этом сотрудники проживали в разных районах города. "Мы посоветовали (руководству компании. — Ред.) направить запрос в медицинскую организацию с просьбой подтвердить подлинность выданных больничных листов и разъяснить вопрос об ответственности за выдачу больничных листов здоровым работникам. Медцентр подтвердил правомерность действий врача. Примечательно, но после вывода ситуации на официальный уровень поток “больничных”, негативно влиявший на рабочий процесс, прекратился", — рассказала Анна Коняева, управляющий партнёр консалтера "ЦПО Групп".

На случай конфликта

По оценке Алексея Елисеенко, юриста Dentons, большинство злоупотреблений с больничными связаны именно с ненадлежащим оформлением либо фальсификацией документов. Ситуации, когда работники необоснованно долго находятся на больничном, также встречаются, но они относительно редки, добавляет эксперт.
Однако наиболее распространённый случай, как показывает практика, — использование больничного в случае конфликта с работодателем и грозящего работнику увольнения. "Редкий трудовой спор обходится без обсуждения вопросов нахождения работника на больничном, равно как и вопроса злоупотребления работником своими правами", — отмечает ведущий юрист, руководитель практики "Трудовое право" GRATA International St. Petersburg Михаил Герман. Популярность такого приёма объясняется достаточно просто. Трудовой кодекс РФ прямо запрещает увольнение болеющего сотрудника. Поэтому, оформив себе листок нетрудоспособности, работник получает дополнительное время для поиска новой работы или же для ожидания разрешения конфликта с начальником.

Поймали у клиента

Любопытный пример из недавней практики Приморского райсуда Петербурга привёл Михаил Герман — работодатель пытался признать больничные недействительными и взыскать со своего сотрудника выплаченное пособие. Суть спора сводилась к следующему. У компании возник трудовой конфликт со специалистом, допустившим ряд дисциплинарных проступков, расследование по которым могло закончиться его увольнением. Не дожидаясь начала проверок, работник уведомил работодателя, что находится на больничном.
В ходе служебных проверок работодатель выяснил: его сотрудник, находясь на больничном, оказывает косметологические услуги с выездом на дом клиента. Зафиксировав этот факт, компания обратилась в Фонд социального страхования, который начал проверку и уведомил работника. В свою очередь сотрудник пожаловался в прокуратуру.
В итоге иск работодатель проиграл. Правда, и Приморский райсуд, и апелляционная инстанция Горсуда Петербурга признали законными его действия, когда он фиксировал факт нарушения сотрудником режима больничного листа, а также выплату пособия по нетрудоспособности в уменьшенном размере.
"При этом можно говорить о единообразии доковидной судебной практики. Независимо от того, предупреждал работник о выходе на больничный или нет, если увольнение было произведено в период его нетрудоспособности, суды однозначно восстанавливали такого сотрудника на работе", — резюмирует Анна Коняева.

Больничный с защитой

В целом же, по оценке Алексея Елисеенко, в последние годы число злоупотреблений с больничными постепенно снижается. В большей степени это связано с ужесточением контроля со стороны государства: появление дополнительной защиты на бумажных бланках, введение электронных листов нетрудоспособности, которые сложнее подделать, и т. д.
Однако, как предполагают эксперты, эта тенденция может измениться. Одним из факторов является неблагоприятная экономическая ситуация. "Уже сейчас статистика показывает, что многие люди остались без работы в связи с коронавирусом, сокращения и увольнения продолжаются.
Для сохранения мест некоторые работники могут действовать недобросовестно и оформлять больничные без объективной необходимости, ведь во время нахождения сотрудника на больничном его нельзя уволить", — поясняет Анна Коняева.
У наёмных сотрудников, являющихся в таких конфликтах слабой стороной, появляется соблазн прибегнуть к различным методам воздействия на работодателя, в том числе и злоупотреблениям с больничными, добавляет Алексей Елисеенко.