Компании петербургского миллиардера Гурьева получили иски о банкротстве

Автор фото: Валентин Беликов

В Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти 17 декабря были поданы исковые заявления о банкротстве ООО "Якорь" и ООО "Стройторговля". Причём истцами выступили сами компании.

Через эти юридические лица ведёт свою деятельность ТД "Вимос", принадлежащий Владимиру Гурьеву (№ 96 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Суммы исковых требований грандиозны и несопоставимы с оборотами компаний: у ООО "Якорь" — 138 млрд рублей, у ООО "Стройторговля" — 352 млрд рублей. По данным СПАРК, выручка ООО "Стройторговля" за 2019 год составила 7,5 млрд рублей, ООО "Якорь" — 458,3 млн рублей.
Сам миллиардер убеждён, что это атака конкурентов и недоброжелателей. "Цель — нас дестабилизировать. Это недобросовестная конкуренция. Они либо мстят, либо хотят убрать нас с рынка", — заявил Владимир Гурьев (на фото) корреспонденту "ДП".
По его словам, недавно было возбуждено уголовное дело в отношении одного из бывших сотрудников "Вимоса", у которого родственники работают в арбитражном суде. Соответственно, инициатором исков о банкротстве мог стать именно этот человек. По предположениям некоторых СМИ, речь идёт о бывшем коммерческом директоре сети Алексее Куриленко, задержанном в ноябре по подозрению в коммерческом подкупе. Также высказывались версии о попытке рейдерского захвата предприятия и банальной технической ошибке в электронной базе суда. Однако сам Гурьев в разговоре с "ДП" подчеркнул, что не хотел бы называть конкретных фамилий и подробно обсуждать ход дела, ограничившись заявлением о том, что у него есть как минимум четыре версии происходящего.
Вчера стало известно, что суд отказал в принятии обоих заявлений из–за нарушений процессуальных норм.
Как пояснили "ДП" в юридической компании "Генезис", подать исковое заявление о банкротстве может директор компании–должника, более того — он обязан это сделать по закону, если у компании есть признаки несостоятельности (банкротства). Если оснований для введения процедуры наблюдения нет, то суд вынесет определение об отказе. Кроме того, собственник в данном случае может попытаться привлечь подателей заявления к уголовной ответственности.
Способ воздействия на структуры Гурьева, какой бы ни была его конечная цель, выбран довольно экзотический. Никто из опрошенных "ДП" юристов не смог припомнить аналогичные кейсы.
"В моей практике таких случаев не было. Естественно, если директора ООО “Якорь” и ООО “Стройторговля” не подавали заявлений о банкротстве (и никому не передавали доверенность с такими правами), то проблем с отказом от заявлений о банкротстве не будет", — говорит управляющий партнёр "ВМ–Право и Консалтинг" Владимир Чувашов.
По данным сервиса "Контур.Фокус", за последний год ООО "Якорь" выступало в суде в роли ответчика по 11 делам. Общая сумма исковых требований — около 20 млн рублей. В том числе 13 апреля 2020 года к компании был подан иск о банкротстве от ООО "Новая водная ассоциация" на сумму 9,8 млн рублей. Однако дело было прекращено в первой инстанции в связи с отказом кредиторов от своих требований.
Компания "Стройторговля", по данным сервиса "Контур.Фокус", за последний год выступала в роли ответчика в 10 делах с общей суммой требований 24,2 млн рублей. Самый крупный иск на 17,3 млн рублей поступил от ООО "ЕТС — Строительные системы". 19 июня он был удовлетворён судом, а в сентябре "Стройторговля" проиграла апелляцию. Кредиторская задолженность на конец 2019 года составляла у ООО "Якорь" 169,7 млн рублей, у ООО "Стройторговля" — 3,3 млрд рублей.