В лесу не росла: петербуржцы не готовы отказаться от живых ёлок

Автор фото: Архив "ДП"

Ценовой диапазон искусственных деревьев растёт, а на рынок выходят экоакции.

По результатам недавнего опроса фонда "Общественное мнение", у 88% респондентов в семье есть традиция наряжать новогоднюю елку, живую или искусственную. При этом в кризисном году россияне предпочитают выбирать деревья подешевле. А некоторые и вовсе вынуждены отказаться от привычного атрибута праздника.

Спасибо, что живая

Федеральное агентство лесного хозяйства "Рослесинфорг" утверждает, что за последние 3 года интерес россиян к живым елям упал примерно на 30%. Прогнозируется, что елей и хвойных лап в домах станет ещё меньше. При этом, согласно тому же опросу ФОМ, в 2020–м предпочтение живой ёлке отдают 29% опрошенных (год назад таких было 24%, а 2 года назад — 26%).
Представитель компании "Живые ёлки" Олег Кудрявцев не согласен с прогнозами о снижении интереса к живым деревьям и говорит, что они, наоборот, видят повышение спроса. Особенно заказчиков в этом году интересует бесконтактная доставка дерева. "Это же новогоднее чудо родом из детства. Да, она недолговечная, надо убирать, но искусственная не наполняет дом сказочным чувством приближающегося праздника, который придёт — и обязательно станет лучше, светлее и радостнее", — рассказывает Кудрявцев. Живые ели компания продает от 750 рублей за метровое дерево и от 2600 рублей за экземпляры выше 3 метров.
В одной из крупнейших петербургских компаний по продаже живых елей и пихт "Мистер Ёлкин" корреспонденту "ДП" заявили, что не замечают спада интереса к живым деревьям и у них сейчас "самый сезон". По мнению представителя компании "Ёлки.vip", живые и искусственные ели в принципе не конкурируют между собой, так как у каждого формата свои фанаты и они редко меняют предпочтения. Самыми продаваемыми позициями в "Ёлках.vip" назвали датскую ёлку и пихту Нордмана.
Услугу по вырубке елей для собственных нужд предоставляют лесничества Ленобласти. Последние 4 года сделать это можно бесплатно. До этого нужно было заплатить символическую сумму 10–20 рублей за ель до 3 метров.

Пластмассовый мир победил

По данным "Яндекс.Маркет", спрос на новогодние товары среди петербуржцев достиг пика 13 декабря, когда количество заказов выросло на 120%. Среди самых популярных товаров оказались и искусственные ели, которых купили в 3 раза больше, чем в декабре прошлого года. Средняя стоимость заказа составила 3700 рублей, а самая популярная ель — полутораметровая.
Руководитель интернет–магазина "Ёлки–Иголки" Сергей Трубин рассказал, что спрос на искусственные ели увеличился в среднем на 20%, как обычно и бывает от сезона к сезону. Хотя поначалу цифры "проседали". "Ёлки–Иголки" работают в сегментах люкс и премиум, предлагая товар по цене выше среднего. По данным компании, наибольшей популярностью пользуются заснеженные ёлки высотой 210–240 см, цена на них составляет 50–65 тыс. рублей. Причину выбора искусственной ели Трубин в этом году видит в желании людей создать и продлить себе праздник, когда выезд из страны крайне затруднён. "Люди хотят, чтобы ощущение праздника было в их доме как можно дольше! Искусственная ель практичнее: её можно поставить в начале декабря, а убрать в конце января", — рассказывает руководитель "Ёлки–Иголки".
В пресс–службе маркетплейса Wildberries рассказали, что цены на сайте начинаются от 250 рублей за настольную ёлочку. Самый дорогой экземпляр стоит 75 тыс. рублей. Ассортимент елей тоже увеличился — количество предпринимателей, продающих искусственные деревья, выросло в 6 раз, до 245 компаний. Популярнее всего у петербуржцев ели от 150 до 180 см, стоимость которых варьируется от 8 тыс. до 15 тыс. рублей. В абсолютных показателях жители Петербурга в этом году купили на Wildberries елей в 9 раз больше, чем в прошлом. Вероятно, это связано со значительным расширением самого маркетплейса.

Экологичная аренда

Международная экологическая организация Greenpeace считает, что самый правильный выбор — это всё–таки живая ель, при условии, что она куплена не у "чёрных лесорубов". Искусственное дерево оставляет большой экологический след, так как значительные ресурсы тратятся и на его изготовление, и на транспортировку из Азии, и на утилизацию. Окупить нанесённый урон природе такая ель сможет лишь за 20 лет использования. Всемирный фонд дикой природы, ссылаясь на совместное исследование с Экобюро GREENS, также заявляет, что полезнее будет купить живую ель или использовать старую искусственную.
Петербургская экологическая организация "Круг жизни" в этом году придумала новогоднюю акцию "Ёлочка, Живи". Перед Новым годом "Круг жизни" предлагает взять ель в горшке. Стоимость начинается с 900 рублей за саженец около 60 см, крупная ель около 190 см будет стоить 10 тыс. рублей. После праздника ель нужно высадить в грунт или сдать обратно в организацию. За это вернётся половина потраченной суммы. При этом расплатиться можно баллами, которые организация начисляет за сбор макулатуры или ПЭТ. Чтобы накопить баллов на популярный саженец "ель колючая", нужно сдать около 167 кг макулатуры.
По мнению создателей акции Максима Вережинского и Людмилы Машниной, самая экологичная ель — растущая во дворе. "Интерес наших участников к плановым сезонным посадкам живых елей на своих участках на долгие годы только увеличивается", — утверждают экологи.
В Петербурге можно арендовать и искусственную ель. "В данную услугу входит ель, украшения, гирлянды, муляжи подарков под ёлку, доставка, сборка, демонтаж, работа декораторов–оформителей", — рассказывает об услуге руководитель компании Brooklyn Event Ольга Александрова. Цены на аренду ели с украшениями начинаются от 10 тыс. рублей за метровое дерево, максимальная цена может достигать 130 тыс. рублей за трёхметровый экземпляр.
При всём этом, как рассказывает Ольга Александрова, услугу заказывают не только офисы и промышленные предприятия, но и обычные люди в свои дома и квартиры. Также можно вызвать специалистов, которые украсят к Новому году коттедж. Очевидно, многие надеются на то, что переливающиеся огоньки иллюминации на фасаде и уютный интерьер, убранный гирляндами, помогут в конце непростого года почувствовать себя персонажем пускай наивного, но доброго рождественского ромкома.