Едем дальше: таксомоторный рынок успешно борется с вызовами

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

И так непростой год в конце осени всколыхнул таксомоторный рынок: по сообщениям в СМИ, 4 декабря Госдума РФ получила обращение от руководителей таксопарков России с критикой прошедшего первое чтение законопроекта о такси — его подписали 200 директоров и владельцев компаний из 30 регионов страны, к 9 декабря подписей стало на 100 больше, присоединились ещё 8 субъектов федерации. На стороне бизнеса ФАС и ОНФ: в нынешней редакции документ может грозить ростом тарифов и кратным увеличением нелегального сектора.

17 декабря появилась информация, что на заседании Комитета Госдумы по транспорту и строительству принято решение рекомендовать нижней палате отклонить во втором чтении законопроект: парламентарии предлагают доработать документ с учётом текущей ситуации на рынках пассажирских перевозок и труда.
История данного законопроекта длится на протяжении пяти лет: собственно, это ровно половина срока существования российского таксомоторного рынка. И специалисты отмечают, что завершающийся год особенно ярко продемонстрировал: отрасль перешла от стадии роста к этапу внутренней трансформации.
Меняться, меняться и ещё раз меняться
Конечно, предпосылками к изменениям во многом послужили условия, сформированные коронакризисом. И не последнюю роль сыграли снижение спроса на услуги, отмеченное в апреле–мае, а также сокращение количества водителей и кредитные риски предприятий. Аналитики отмечают, что наметившаяся в 2019 году тенденция ухода с рынка легальных игроков усилилась в первой половине 2020-го. Реализацию части намеченных проектов многие компании решили отложить, однако были разработаны новые стратегии развития и найдены новые возможности.
"Пандемия внесла свои коррективы в наши планы по привлечению зарубежных инвестиций, — рассказывает директор по развитию сервиса заказа такси "Таксовичкоф" Анатолий Малышев. — Возникшую паузу мы использовали для прокачки собственных скиллов в сфере IT и развития искусственного интеллекта. Результат — успешные испытания алгоритмов беспилотного вождения легкового автомобиля. Мы провели их в октябре совместно с разработчиками искусственного интеллекта Ralient и лидером рынка автобезопасности НПО "СтарЛайн" на базе сертифицированной беспилотной платформы StarLine. И намерены продолжить развиваться в этом направлении, запустив беспилотные авто в коммерческую эксплуатацию. Ещё одним итогом работы наших специалистов стала презентация нашего собственного продукта в сфере стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения — "Автотаксоконтроль", что стало пропуском в ряды резидентов Фонда "Сколково".
Анатолий Малышев, директор по развитию сервиса заказа такси "Таксовичкоф" Анатолий Малышев
Кстати, сервис заказа такси "Таксовичкоф", реалистично оценивающий итоги 2020-го и оптимистично рассматривающий возможности развития в 2021-м, то же самое предлагает сделать и своим клиентам до 27 января с помощью акции "Едем дальше 2021". Ведь, собственно, именно изменение потребительских привычек и паттернов позволило отрасли начать довольно быстрое восстановление уже в летние месяцы: по данным исследователей, уже в августе общероссийское количество поездок продемонстрировало прирост в сравнении с 2019-м — 909 тыс. против 890 тыс. год к году. Многим компаниям летом удалось вернуться к обычным сезонным показателям.
Такси прибавило в популярности не только благодаря тому, что люди старались избегать общественного транспорта — водители столкнулись с проблемами в вопросах обслуживания собственных машин, когда техцентры были закрыты на карантин. Корпоративный сектор также расширяется: это связано с запросом бизнеса на экономию бюджетов и сокращение собственных автопарков. Доступная альтернатива в виде такси стала ещё одним подтверждением наступления эпохи совместного потребления или шеринговой экономики.
Конечно, ещё есть позиции, в которых отмечается "проседание" в связи с существующими ограничениями — к ним сегодня относятся заказы на поездки в аэропорт и в вечернее время, их количество сократилось в среднем в 2 раза в сравнении с августом–сентябрем 2020-го. Однако рынок ожидает, что предновогодние приготовления и праздничные дни позволят отчасти компенсировать эти потери.
Мыслить глобально
Насущные проблемы не отвлекают рынок и от будущих вызовов. В течение нескольких месяцев в СМИ появлялась информация о том, что планируются тесты беспилотных такси, разрабатываемых сразу в двух отечественных компаниях. Правда, реализация плана перехода к их коммерческой эксплуатации пока откладывается. Впрочем, и без этого нет дефицита в новых игроках на рынке — и если зарубежные приходят на отечественный, то не многие российские компании решаются расширять географию присутствия.
"К 2025 году мы намерены быть представленным на пяти континентах земного шара, — комментирует позицию компании директор по развитию сервиса заказа такси "Таксовичкоф" Анатолий Малышев. — В 2020 году совместные предприятия под нашим брендом созданы в Твери, Омске, Ульяновске, Пензе и в более чем двадцати городах Подмосковья. В 2021 году мы будем масштабировать своё присутствие и в других регионах России, также в планах продолжение экспансии на азиатские рынки, в первую очередь, в Таиланде, где будет представлен новый международный бренд. В начале будущего года мы намерены запустить совместные предприятия в Казахстане: южной столице республики — Алматы и крупнейшем центре металлургии Казахстана — Жезказгане. Мы рассчитываем на продвижение нашего SuperApp в Грузии, Молдавии, Узбекистане и Мексике. Ещё одним стратегическим направлением для "Таксовичкоф" является Беларусь. Уже на январь 2021 года запланирован выход в Бресте и Гомеле, на очереди — Минск. Мы намерены масштабировать присутствие "Таксовичкоф" по всей Республике и ведём активные переговоры с локальными белорусскими предпринимателями сферы перевозок по объединению бизнесов".
По данным аналитиков, в марте 2019 года в России показатель обеспеченности населения легковым такси составлял 3,5 автомобиля на 1000 человек, сегодня это уже 3 машины. Поэтому у рынка много предпосылок для роста: количественного и качественного.