Виртуальный праздник: год непрерывного челленджа для индустрии квестов

Автор фото: vostock-photo

Организаторы квестов как и многие другие отрасли бизнеса были вынуждены в этом году закрыться на карантин, который продлился почти 3 месяца. Чтобы не терпеть большие убытки и как-то обеспечить зарплату сотрудникам, пришлось придумывать новые форматы.

В ход пошли онлайн-расследования, электронные квесты, удалённые праздники с анимацией, а также онлайн-тимбилдинги и корпоративы. Подробнее — в материале "ДП".

Праздник на удалёнке

PR-директор аргегатора "Мир Квестов" Анастасия Недумова сообщила, что порядка 8–10% компаний, организующих квесты, были вынуждены закрыться полностью. "Некоторым из них удалось открыться после снятия ограничительных мер, другие уже вышли из числа игроков рынка", — добавила она.
К числу выживших относится петербургская компания Razoomgames, специализирующаяся в основном на детских и семейных квестах. У Razoomgames есть 5 точек в Петербурге для проведения мероприятий.
"Это большой штат сотрудников, которых нужно было обеспечить зарплатой на время карантина. Сначала мы организовали продажу сертификатов на будущие квесты, но они не пользовались успехом. Также мы отменили выездные квесты, потому что не могли гарантировать стопроцентную безопасность своим сотрудникам и клиентам", — рассказала руководитель Razoomgames Екатерина Левина.
В компании решили оставаться на связи с потенциальными клиентами — развивали соцсети, в том числе TikTok, который вскоре начал набирать порядка 100 тыс. просмотров. Наконец Razoomgames начали осваивать удалённые квесты.
"В марте мы создали онлайн-квест на YouTube по мотивам нашего реального и популярного квеста "Шерлок Холмс". По окончанию игры участники получают бессрочные промокоды, чтобы по завершению локдауна они захотели вернуться к компании. Начали организовывать онлайн-квесты и челленджи, а также электронные квесты по дому для детей. Большая часть аудитории компании — родители. Они оказались взаперти со своими детьми и испытывали трудности, потому что они не знали, чем занять их дома. Квесты представляют собой задания для детей, где они ищут по дому различные сладости, призы или сокровища. Себестоимость такого формата составляет 0 рублей, потому что фактически у компании отсутствуют какие-либо траты на их организацию. Из-за того, что квесты проходят в онлайн-формате, мы смогли расширить свою аудиторию до масштабов России, а не только Петербурга. В среднем в месяц мы зарабатывали до 50 тыс. рублей только на одних электронных квестах", — поделилась Левина.
Другая повестка — детские дни рождения, которые родители собирались справлять в любом случае. Было придумано два формата, один из них — короткое онлайн-поздравление от персонажей квестов из тематически оформленного помещения, которое обычно занимает 10 минут. Ребенку звонит его любимый персонаж, например, Гарри Поттер, который его поздравляет, а затем проводит короткую анимацию и передает поздравления от родственников.
"Второй формат — онлайн-анимация с трансляциями из квестов. Это более масштабный формат, который обычно проходил 1–1,5 часа. Во время него можно было подключать несколько аккаунтов в Zoom для участия. Трансляцию проводили аниматоры. Во время нее они могли проходить игры, мастер-классы, конкурсы и т.п. Эти форматы до сих пор пользуются спросами у людей из Петербурга и других регионов", — отметила руководитель компании.
Но полностью избежать убытков все-таки не удалось. По словам Екатерины Левиной, в какой-то момент после окончания карантина им удалось вернуться к докарантинным оборотам — это случилось в сентябре и октябре, что для данного бизнеса довольно необычно, потому что самыми прибыльными сезонами для них являются ноябрь и декабрь, когда люди начинают готовиться к новогодним праздникам.
"Благодаря увеличению оборотов мы решили еще инвестировать во что-нибудь и купили еще одну точку для проведения квестов в Петербурге. Но в декабре и ноября из-за того, что в городе повысилась заболеваемость и люди начали бояться выходить из дома, начались отмены заказанных квестов. Выручка сократилась более чем на 40%", — заключила Левина.

B2b квест

Кто-то во время пандемии решил развивать иные направления. Так, генеральный директор сети "Клаустрофобия" Владимир Жиганов рассказал о переходе на b2b направление и проводение онлайн-корпоративов, тимбилдингов и игр для различных компаний. Также "Клаустрафобия" развивала образовательное направление и сейчас пытается аккредитоваться у Минэкономразвития как образовательный продукт для взрослых.
"Также одно из успешных направлений в сфере b2b — онлайн-презентации и промо. Например, компания смогла вместе с японским топовым игровым разработчиком Bandai Namko провести презентацию их новой игры в виде аватар-квеста. Мы взяли одну из сцен из игры и повторили ее, только уже с реальным человеком и в реальной локации с различными звуковыми и видеоэффектами. Теперь мы думаем перевести всё b2b вообще на отдельное направление в компании", — рассказал Жиганов.
На декабрь 2020 года компания только на тимбилдингах заработала около 10 млн рублей. Жиганов считает, что те, кто подумывает выйти из подобного бизнеса, рискует потерять хороший шанс на развитие. Тем не менее он продолжает придерживаться позиции, что кризис переживут в основном крупные квест-компании.
"Все равно сейчас не время выходить из бизнеса квестов, но многое зависит от вашей локации и объема финансов. У больших компаний есть и силы для манёвров, и запас денег. Но в любом случае это направление не умрёт во время пандемии", — уверен он.
Даже такому крупному игроку как "Клаустрофобия" тоже не удалось избежать убытков. "У нас общая просадка по всей сети, включая франчайзи, просела на 20%. В посткарантинный период просадка по финансам составила около 30%", — поделился глава компании.