Заражённая стройка, рухнувший мост, арктическая ТОР: Мурманск в 2020-м

Автор фото: Коллаж: Артем Геодакян/ТАСС, Федосеев Лев

Проект "Итожа двадцатый" подводит итоги года в регионах Северо-Западного федерального округа. О значимых итогах в Заполярье — в материале DP.RU.

2020 год ознаменовался для Мурманской области внушительными событиями, немалая часть которых прогремела на всю Россию. Если природные катаклизмы — то такие, что вошли в гидрометеорологическую историю, если пандемия — то крупнейший в стране очаг COVID-19, если техногенные аварии — то те, что поставили под угрозу всю экономику региона. Но вместе с тем, немало и достижений принёс этот непростой год для арктического региона.

Закрытые города

В Мурманской области пандемия коронавируса началась в марте. Тогда первым заражённым оказался 19-летний житель Ирландии, который прилетел в столицу Заполярья для участия в международном шахматном турнире. Выяснилось, что его проба на коронавирус оказалась предварительно положительной, когда молодой человек уже проходил регистрацию на обратный рейс в мурманском аэропорту. Парня срочно увезли в изолированный обсерватор, как и тех, кто потенциально контактировал с ним — всего 58 человек. В гостинице, где проходили соревнования, в течение нескольких дней проводили дезинфекцию.
В конце марта уже житель Апатитов — небольшого города в Мурманской области — стал разносчиком инфекции в регионе. Молодой сотрудник местной апатито-нефелиновой обогатительной фабрики отдыхал на Кубе, вернулся домой, но на самоизоляцию не сел, а вёл привычный образ жизни — ходил на работу, в кафе, катался на горных лыжах. Позже с плохим самочувствием мужчину госпитализировали, а спустя некоторое время на него завели первое в регионе уголовное дело по статье "Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей либо создавшее угрозу наступления таких последствий".
Такие действия северянина привели к введению ограничений из-за коронавируса на въезд в двух соседних городах — Апатиты (55 тыс. человек) и Кировск (26 тыс. человек). Повод для ужесточения — угроза бесперебойной работе градообразующего промышленного предприятия АО "Апатит", входящего в состав "ФосАгро".
Не случайно в Апатиты и Кировск в короткий срок доставили тогда внушительную партию экспресс-тестов, чтобы оперативно проверить сотрудников компании. Это стало прецедентом для России. По такому же сценарию в Мурманской области стали вводить ограничения и в других муниципалитетах, где есть крупные и важные для экономики региона предприятия.

В заложниках у вируса

А уже в апреле вирус взял в заложники "стройку века" под Мурманском, в посёлке Белокаменка — здесь отечественный производитель природного газа, компания "НОВАТЭК", возводит Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) руками 11 тыс. рабочих. Стоимость проекта — свыше 10 млрд рублей. Первые заражённые были выявлены в Белокаменке на следующий день после объявления в стране всеобщего карантина, 6 апреля, и сразу два десятка человек. Очагом стал жилой городок вахтовиков. Позже количество заболевших перевалило за тысячу, а потом и за две. Это место стало самым большим очагом инфекции в нашей стране.
Под удар пандемии попал один из 20 подрядчиков "НОВАТЭКа" — компания ООО "Велесстрой" с 4,6 тыс. задействованных в стройке людьми.
С первых дней на стройплощадке и в населённом пункте под Мурманском ввели режим ЧС, власти региона попросили помощи у федерального центра — МЧС развернуло недалеко от объекта мобильный госпиталь. Главный санитарный врач Мурманской области обязал ООО "Велесстрой" возвести на территории вахтового городка ещё три новых общежития для сотрудников, чтобы рассредоточить между собой людей. Эта работа была проведена в рекордно короткие сроки.
А в начале мая к пирсу строительной площадки "НОВАТЭКа" в Белокаменке пришвартовался круизный лайнер "Принцесса Анастасия" питерской международной компании MOBY SPL. Паром прибыл в Мурманскую область из Гданьска не с туристической целью, а для создания в регионе дополнительных мощностей для размещения заболевших вахтовиков в более комфортных условиях.
Позже глава региона Андрей Чибис назвал очаг COVID-19 в Белокаменке угрозой эпидкатастрофы для всей Мурманской области. "В Белокаменке крупнейшая площадка с рабочими в компактных условиях проживания по-настоящему была точкой, где могла случиться настоящая катастрофа. Занимаясь локализацией очага коронавируса в Апатитах и Кировске, завезённого одним из жителей после отпуска, мы понимали, что следующей точкой, которая может взорваться, станет эта гигантская стройплощадка. Начали масштабное тестирование и вовремя выявили риски. Мы стали пионерами в решении такого рода кризисных ситуаций и угроз. Не скрою, иногда было страшно, но это пример для гордости нашей команды", — рассказал Андрей Чибис на ежегодном отчёте губернатора перед парламентариями в июне.
Несмотря на недельный перерыв на стройке в апреле из-за вспышки коронавируса в вахтовом городке ООО "Велесстрой", проект ЦСКМС функционировал в своём темпе без остановок. Впрочем, в апреле свою работу не прекращали и другие крупнейшие предприятия города и области.

"Виниловый" госпиталь

В конце апреля Андрей Чибис на онлайн-совещании президента Владимира Путина с регионами по ситуации с коронавирусом озвучил просьбу о дополнительном инфекционном госпитале для нужд Белокаменки. Предложение было поддержано. Быстровозводимый полевой госпиталь на 700 коек по поручению главы государства с помощью МЧС развернули в 40 километрах от Мурманска — посёлке Мурмаши. Но объект не проработал ни дня.
Озвучивалось, что на строительство было выделено 970 млн федеральных денег. Субсидию выдали через МЧС региональному Минстрою, софинансирование из областного бюджета равнялось 10 млн рублей.
Достоянием журналистов "Новой газеты" стало письмо тогда ещё заместителю губернатора Мурманской области Оксане Астаховой за подписью руководителя ГУ МЧС по области Руслана Назарова, в котором утверждалось, что госпиталь выполнен из очень горючих и токсичных материалов. Сооружение имело пятый класс огнестойкости, а это означает, что он не предназначен для постоянного нахождения людей, хранения горючих и взрывоопасных материалов и для использования в них электроприборов.
Глава региона на очередном онлайн-брифинге отметил, отвечая на резонный вопрос журналистов, что "изложенные в упоминаемом документе опасения были учтены при проектировании и были сняты с учётом обсуждения с федеральным МЧС". И подчеркнул, что это — резервный объект, рассчитанный на случай нехватки мест в больницах.
Чуть позже появилось подписанное губернатором постановление о том, что ковидный госпиталь в Мурмашах до ноября должны охранять 12 пожарных, но в сентябре уже новый замгубернатора — министр строительства Владислав Сандурский направил в муниципалитеты региона предложение использовать элементы госпиталя для своих нужд. Объект, не принявший ни одного пациента, было решено разобрать.
На ежегодной пресс-конференции в конце декабря Андрей Чибис рассказал, куда делся "миллиард на госпиталь в Мурмашах", прозванный за это в народе "виниловым". По его словам, на строительство резервного объекта потратили 690 млн рублей, на большую часть из этих средств закупили медоборудование. Теперь оно распределено по стационарам Мурманской области для наращивания мощностей.
"Очень легко всем рассуждать и критиковать, когда проблема уже ушла. В момент, когда я докладывал президенту, была вспышка коронавируса в Белокаменке, на крупнейшей стройке страны. И если бы не удалось реализовать задуманные меры, нам пришлось бы остановить всю систему здравоохранения региона. Чтобы избежать такого риска, мы за две-три недели построили госпиталь с большим количеством коек. Он резервный, полевой, экспериментальный. Такого проекта раньше не было, мы буквально на ходу искали техническое решение и оборудование", — рассказал губернатор.
Он отметил, что критического сценария удалось избежать, госпиталь не был задействован, а в результате за федеральные деньги в Мурманской области оборудовали более 200 ковидных коек. К концу 2020 года ситуация с коронавирусом в регионе оставалась напряжённой, но стабильной. В 2021 году в столице Заполярья планируют установить монумент подвигу врачей.

Рухнувший мост и транспортная изоляция

Весна в 2020 году запомнится жителям Мурманской области сильнейшим за 70 лет паводком. Накануне зимой количество выпавшего снега в полтора-два раза превысило климатическую норму, а в конце мая с установлением очень тёплой погоды интенсивность развития весеннего половодья резко увеличилась. В воде оказались дачи северян, улицы в некоторых населённых пунктах, участки федеральной трассы и даже могилы на кладбищах.
Непростая ситуация сложилась в областном центре: в восточной части города из берегов вышла река, которая затопила огромную территорию на въезде в Мурманск — более 70 тыс. м2. Наиболее сильно пострадала промзона, где располагались десятки предприятий и складов, в том числе с продуктами. К расследованию причин возникновения такого мощного половодья подключилась прокуратура.
Но самое резонансное происшествие из-за паводка произошло на железной дороге: 30 мая между Молочным и Колой из-за потока воды на 20 сантиметров сдвинулись опоры железнодорожного моста. Движение всех поездов в столицу Заполярья было приостановлено на неопределенный срок: РЖД ввела запрет на погрузку в составы, которые должны были направляться в Мурманский транспортный узел, пассажирские поезда курсировали до станции Выходной, а до областного центра людей доставляли автобусами. Параллельно начался ремонт аварийного, введённого в эксплуатацию ещё в 1930 году, ж/д моста. Но 1 июня железнодорожный мост через реку Колу обрушился, фактически отделив Мурманск от "Большой земли".
"Я помню эту ситуацию, это случилось в выходной день. В течение нескольких часов приходило сознание того, что это — остановка деятельности торгового порта, это потенциальная остановка наших крупнейших предприятий, снабжения Мурманска. Решения приходилось принимать очень быстро, и я благодарен железнодорожникам, военным, всем службам за стремительную мобилизацию", — вспоминал губернатор Андрей Чибис на итоговой пресс-конференции.
По оценкам экспертов, транспортная изоляция грозила потерей около 1,5–2 млн тонн грузов для Мурманского порта ежемесячно. Под вопрос ставилось как эффективное функционирование стивидоров порта, так и развитие других крупных бизнес-проектов области.
ЧП в Мурманской области подняло цены на уголь в Европе почти на 20%. Некоторые крупные клиенты Мурманского порта, например, АО "МХК "ЕвроХим", приняли решение перенаправить часть грузов в порты прибалтийских стран. РЖД вводило 25-процентную скидку для клиентов Мурманского порта при поставках грузов в Латвию — на перевозки на станцию Скангали, находящуюся на границе с Латвией, железорудного концентрата со станции Ковдор, где расположен Ковдорский ГОК, а также апатитового концентрата со станций Титан и Апатиты, где находятся предприятия производителя удобрений "ФосАгро".
Часть апатитового концентрата планировалось направить в Бельгию через Кандалакшский морской торговый порт. Этот же порт хотели использовать для поставки грузов компанией "Норильский никель".
Уже через 19 дней железнодорожное сообщение по альтернативному пути было восстановлено. А осенью, взамен старого, в рекордные сроки построен новый мост за 1,2 млрд рублей. В октябре 2020 года по мосту первым из Мурманска отправился пассажирский арктический двухэтажный экспресс.

Судьба "Лавны" и ТОР "Столица Арктики"

Строительство терминала "Лавна" на западном берегу Кольского залива в 2020 столкнулось с непредвиденными сложностями, которые поставили проект под угрозу приостановки на неопределённый период. Во-первых, сказалось падение цен на уголь: основные грузоотправители не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала и не стремились участвовать в проекте, в который государство уже вложило 32 млрд рублей. Во-вторых, компания "Стройгазконсалтинг" расторгла контакт с Минтрансом РФ по строительству железнодорожной ветки.
Однако после того, как в ООО "Морской торговый порт "Лавна" сменился руководитель, строительство терминала и железной дороги к нему будет продолжено, сообщили в правительстве региона. В планах — завершение строительства в 2023 году. Хотя ещё весной губернатор Андрей Чибис надеялся, что морской порт "Лавна" будет запущен в 2022 году и выйдет на проектную мощность 18 млн тонн в год в первом квартале того же года.
Помимо проекта порта "Лавна", в инфраструктурном обеспечении на западном берегу Кольского залива нуждаются и другие проекты, готовящиеся к запуску: по строительству терминала сыпучих грузов "Тулома" (основной грузоотправитель — компания "ФосАгро") и контейнерного терминала "Ударник" (АО "Норебо Холдинг"). Продолжается возведение Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке. Все эти проекты стали резидентами ТОР "Столица Арктики". Преференции в самой суровой части страны получил и крупный бизнес, и небольшие компании — следом за созданием арктической ТОР в 2020 году начал действовать "арктический" пакет законов.
За год резидентами ТОР стали пять компаний, 17 организаций Мурманской области вошли в число резидентов АЗРФ. Только в рамках этого процесса области уже обеспечены инвестиции на сумму около 146,4 млрд рублей и появление более 3 тыс. новых рабочих мест.
Несмотря на пандемию и связанные с нею трудности, один из главных региональных экономических показателей — объём инвестиций — продемонстрировал рост на 12% за 9 месяцев. По итогам года объём инвестиций превысит 200 млрд рублей. Почти треть роста обеспечил объём строительных работ больших промышленных проектов. По росту инвестиций Заполярье вышло на 17-е место по стране.

Рост МСП и вакансия бизнес-омбудсмена

Отличные результаты показали введённые в 2020 году, в том числе в связи с пандемией, широкие меры поддержки малого и среднего предпринимательства — за год число предприятий МСП в Мурманской области выросло на 52%.
Поддержку получили 20% субъектов малого и среднего бизнеса, количество получателей превысило 5 тыс., общая сумма — 217,5 млн рублей.
Одной из наиболее значимых мер поддержки для предпринимательского сообщества стало снижение на три года ставок по упрощённой системе налогообложений (УСН): с 15% до 5% с объектом налогообложения "доходы минус расходы", с 6% до 1% — по группе "доходы". Вступивший в силу с 1 июня закон о самозанятых легализовал деятельность 5285 человек, которые зарегистрировались в этом статусе.
В октябре стало известно, что бизнес-омбудсмен в Мурманской области Елена Тихонова покинет свой пост в связи с переездом в другой регион. Она проработала на этой должности менее года, а в прошлом семь лет руководила региональным министерством экономического развития. Сейчас в Мурманской области ищут претендентов на должность Уполномоченного по правам предпринимателей. Потенциальные кандидаты должны подать заявление до 18 января 2021 года.

Горнолыжный сезон не для всех

Лишь для жителей Мурманской области с 11 декабря открыт горнолыжный сезон — как в Хибинах, так и на всех других склонах. Для заселения в гостиницы, хостелы и другие места для временного проживания на территориях Кировска, Апатитов, Полярных Зорь, Кандалакшского, Терского и Ловозерского районов, а также села Териберка необходимо предоставить отрицательный тест на ковид, при этом бронь жилья должна быть осуществлена не позднее 14 декабря 2020-го.
Если новогодние праздники пройдут спокойно с точки зрения эпидобстановки, то с 15 января всю Мурманскую область откроют для приезжих из других регионов туристов. А пока гостям можно погулять лишь в столице Заполярья. В открытых с августа кафе и ресторанах запрещены вечеринки, корпоративы, свадьбы — любые мероприятия для компаний более 10 человек. Заведения общепита не могут работать позже 23:00.
Лишь в конце декабря в Мурманской области после почти 8,5 месяцев ограничений открыли для зрителей филармонию и кинотеатры. К слову, на поддержку кинобизнеса Заполярья власти направили 5,8 млн рублей. По словам заместителя губернатора Мурманской области Дмитрия Филиппова, единовременная выплата зависела от площади помещения и штатной численности предприятия на момент подачи заявки, но максимум — 1 млн рублей. Кроме того, областное правительство компенсировало арендные и коммунальные платежи (тепло и электроэнергию) в размере 100% для кинопредприятий после предоставления документов, подтверждающих, что они понесли эти расходы.
Несмотря на все сложности, 2020 год завершился с наименьшими потерями для экономики, в отличие от других российских регионов. Северяне не потеряли оптимизм, стали чаще проводить время на свежем воздухе и чуть больше радоваться встречам.