Блокпосты, пень Памфиловой, судьба Деда Мороза: Вологодская область в 2020-м

Автор фото: Коллаж Алены Марченко

Проект "Итожа двадцатый" продолжает подведение итогов 2020 года в регионах Северо-Западного федерального округа. Значимые события в Вологодской области — в обзоре DP.RU.

Промышленная Вологодская область в год пандемии стала вводить жёсткие ограничительные меры одной из первых в стране. Город Череповец, где находится Череповецкий металлургический комбинат (крупнейшая промышленная площадка "Северстали") и фосфорный комплекс "ФосАгро", закрылся от внешнего мира с первых чисел апреля, когда в городе было подтверждено около десятка случаев COVID-19. Ограничения выглядели по-военному сурово: на границах города выставили КПП, блокпосты усилили нарядами ОМОН. Сдержать распространение вируса в границах одного Череповца удавалось примерно в течение недели — в середине апреля COVID-19 выявили и в областной столице.

"Такого не было со времён войны"

КПП, или "санпропускники", как называли их в правительстве Вологодской области, появились и на въездах в Вологду, а затем — и по всем границам региона. В крупных городах внедрили пропускной режим, при этом Череповец одним из первых в стране ввёл пропуска с QR-кодами. Информационные пропускные системы помогли создать всё те же системообразующие "Северсталь" и "ФосАгро": металлурги передвигались по городу по личным пропускам, химики — по пропускам на автомобили.
Контроль за соблюдением ограничений был столь же жёстким. Узнав, что некоторые строительные компании пытаются обходить запреты и завозят рабочих из других регионов без обязательной 2-недельной обсервации, губернатор региона Олег Кувшинников распорядился усилить контроль за нарушителями: "блокировать ОМОНом, разворачивать и выдворять за пределы Вологодской области к чёртовой матери".
Впоследствии Олег Кувшинников называл предпринятые меры адекватными угрозе: по уровню заболеваемости COVID-19 регион занимал последние места среди субъектов РФ.
Для туристов Вологодская область открыла границы только с середины июля, а в середине сентября вологодский ЦУР констатировал: коронавирус вышел из топа информационной повестки и перестал волновать вологжан. На тот момент регион был на 70-м месте по уровню заболеваемости в стране. Ситуация кардинально изменилась в ноябре, когда рост инфицированных пошёл на сотни.
Без блокпостов и иных жёстких запретов властям региона пришлось разбираться с очередями в поликлиниках, койками в больничных коридорах, увеличивать число моногоспиталей втрое, в том числе начинать лечить коронавирусных пациентов в отдалённом Великом Устюге — ковид расползся по региону. "То, что сейчас происходит в больницах, то, с какой нагрузкой работает медицинская сеть, — такой нагрузки не было, наверное, со времён Великой Отечественной войны", — отмечал глава Вологодской области Олег Кувшинников.

За счёт прорывов прошлого

Потери бюджета Вологодской области стали ощутимыми уже к концу лета: в региональном правительстве заявили о падении доходов на 15%, наиболее существенное падение отмечалось по налогу на прибыль. Прибыльность бизнеса резко снизилась во II квартале 2020 года, затем налоговые поступления выровнялись, но общее снижение по налогу на прибыль к концу года оценивалось в сумму порядка 7 млрд рублей.
За 11 месяцев 2020 года бюджет Вологодской области недополучил 17% налогов от плановых назначений, при этом расходы региональной казны выросли на 26% и впервые превысили 100 млрд рублей. Компенсировать собственные налоговые потери и сбалансировать бюджет региона помогла федеральная поддержка: безвозмездные поступления из федерального бюджета превысили 36 млрд рублей — в 2 раза выше запланированного. Это также позволило финансовому блоку вологодского правительства сбалансировать бюджет без привлечения новых коммерческих заимствований.
В условиях жёстких ограничений начала пандемии в Вологодской области уже с 12 мая запустили практически всю промышленность, к середине июня закрытость экономики оценивалась в 4% — работали 96% всех предприятий и организаций. Выступая с отчётом перед депутатами регионального Заксобрания, губернатор Олег Кувшинников отметил, что экономическая устойчивость 2020 года "обеспечена прошлыми достижениями и прорывами": ВРП Вологодской области в 2019 году достиг 610 млрд рублей, а объём инвестиций в экономику региона — исторического максимума в 200 млрд рублей.
В июне вологодские власти утвердили программу постпандемического развития, в которой одним из ключевых стал проект "Синергия роста" — бизнес-кооперация, внедрённая в регионе около 10 лет назад, когда основными поставщиками для крупных промышленных компаний становятся свои же, вологодские предприятия малого и среднего бизнеса.

Потери бизнеса

Малый и средний бизнес — крупнейший работодатель в Вологодской области, в нём занято почти 160 тыс. человек, или каждый третий работающий. Ограничения в связи с распространением COVID-19, введённые в регионе в марте, снимали "волнами", запуская по очереди три волны различных видов деятельности. До третьей дожили не все.
В Череповце не выдержал пандемии старейший кинотеатр города — "Рояль-Вио". Владелец здания, в котором располагался кинотеатр, предприниматель Александр Клименков сообщил, что арендатор расторг договор аренды, а все сотрудники кинотеатра уволились. Кинотеатр, открывшийся в 1910 году под тем же названием, все 110 лет существования его не менял — горожане так и не узнали, что оно значит.
Череповецкий бизнес в 2020-м году потерял многолетнего руководителя Торгово-промышленной палаты (ТПП) города: Владимир Штейнгарт в октябре скончался от коронавируса.
Сразу после его ухода из жизни встал вопрос функционирования самой Череповецкой ТПП как самостоятельной организации. Торгово-промышленная палата Вологодской области заявила свои права на "череповецкий филиал", череповецкий бизнес, в свою очередь, возмутился поведением "вологодских" и воспринял происходящее как попытку рейдерского захвата.

Никому не нужный парк

Несмотря на потери в сфере МСП (за год число предпринимателей в Череповце снизилось примерно на тысячу), город и в сложном 2020-м остался в плюсе, и, в отличие от бюджета региональной столицы, не только перевыполнил план по доходам, но и впервые завершил год без муниципального долга — без кредитов вообще.
При этом выяснилось, что индустриальный парк "Череповец", создаваемый в городе с 2015 года в целях диверсификации его моноэкономики, оказался практически никому не нужным: загрузка индустриального парка составила всего 20% при предусмотренных не менее 90%. Фонд развития моногородов назвал "нерационально использованными" 383 млн рублей на создание индустриального парка и потребовал их возвращения в федеральный бюджет. Правительству Вологодской области пришлось согласиться с условиями Фонда, чтобы не возвращать всю субсидию — а это более 850 млн рублей.
С привлечением резидентов в индустриальный парк придётся ускориться: загрузку нужно увеличить до требуемых 90% в течение двух лет.

Пень имени Памфиловой

Многодневное голосование по поправкам к Конституции РФ, которые поддержали 71,16% избирателей Вологодской области, в регионе запомнят осенним казусом. В конце октября в самом центре Вологды, на Соборной набережной, появился "Пень им. Э.Памфиловой" с кованой урной на нём.
Своеобразный памятный знак выборам "на пеньках и в багажниках" не простоял и суток, его демонтировали уже на следующий день, чем опечалили главу ЦИКЭллу Памфилову. Она призналась, что "прекрасно относится к народному творчеству", а вологодский арт-объект ей очень понравился.
Как оказалось, пень в Вологде установили ради съёмок очередного видеосюжета фейкового депутата Графинова, в котором он побеждал в круглосуточных выборах с оглушительным результатом. Кто именно демонтировал арт-объект, так и не выяснили — не исключено, что те же, кто его и установили.
В 2021 году Вологодскую область ожидают выборы реальных депутатов — новый созыв Законодательного собрания региона. Губернатор региона Олег Кувшинников в интервью региональным СМИ сказал, что уже знает о планах ряда действующих депутатов не выдвигать свои кандидатуры. По его прогнозам, состав депутатского корпуса регионального парламента может обновиться на 30–40%.

Ушли под воду

Весной 2020 года Вологодская область пережила экстремальный паводок. От небывалого подъёма воды пострадали восемь районов, в одном из них — Верховажском — был объявлен режим ЧС. "Такого не было ни в 1998 году, ни 50 лет назад, как вспоминают старожилы", — отмечал глава региона.
Из-за паводка в Вологодской области уже в середине мая разрешили навигацию на маломерных судах — иначе как на лодках жителям затопленных сёл и деревень передвигаться было невозможно.
В августе крупное происшествие на воде произошло в самом центре региональной столицы: прямо напротив Вологодского кремля посреди реки Вологда затонул прогулочный теплоход "Капитан Артюшин", на борту которого в тот момент были 25 пассажиров.
Участники круиза отделались лёгким испугом — всех на лодках доставили на берег, медицинская помощь никому не потребовалась. Однако само затонувшее судно смогли поднять из реки лишь спустя пять дней. Впоследствии выяснилось, что теплоход был построен в 1973 году, несколько лет назад исключён из реестра, и выходить на прогулочный рейд с людьми на борту было чрезвычайно опасно.

Судьба "Деда Мороза"

В 2020-м, когда закрытые границы подтолкнули российские регионы оценить собственные возможности для привлечения туристов, в Вологодской области решили пересмотреть стратегию развития главного туристического регионального проекта "Великий Устюг — родина Деда Мороза". Губернатор Олег Кувшинников заявил о сбоях в системе управления проектом и даже стагнации. Причинами такой ситуации назвал неэффективный менеджмент и трения между собственниками объектов. Аудиторская проверка показала, что за последние три года прибыль снизилась более чем на 40%, проект стал убыточным.
У экс-руководителя АО "Дед Мороз", депутата Татьяны Муромцевой прошли обыски.
Планы развития вотчины Деда Мороза до 2025 года Олег Кувшинников обсуждал уже с новым гендиректором АО "Дед Мороз", бывшим заместителем губернатора Олегом Васильевым. В тот же день вертолёт, в котором Васильев вместе с представителями компании "Аэросоюз" летел в Великий Устюг — возможно, обсуждая маршруты будущих авиаэкскурсий, — потерпел крушение.
Легкомоторный Robinson R44 упал в реку Сухону, задев линии электропередачи. По версии следствия, вертолёт отклонился от запланированного маршрута, протянутые над рекой ЛЭП пилот мог не разглядеть.
На борту находились четыре человека, в день крушения нашли тело только одного — Олега Васильева. Поиски бизнесмена и совладельца "Аэросоюза" Сергея Мозера, сотрудницы компании Анны Швецовой и пилота Сергея Иодо шли до конца года и так и не дали результатов.
На фоне этой трагедии стратегия развития вотчины Деда Мороза отошла на второй план. День рождения новогоднего волшебника, отмечаемый 18 ноября, провели без особого размаха, а ближе к праздникам в Великий Устюг пустили дополнительные поезда. Широко разрекламированную реконструкцию местного аэропорта завершили, но в заявленные сроки — к середине ноября — аэропорт в Великом Устюге открыть не смогли. Начало регулярных полётных программ из Москвы, Петербурга, Череповца и Калининграда в Великий Устюг перенесено на 26 марта 2021 года.