Мобильные по подписке: спрос петербуржцев на лизинг смартфонов вырос почти вдвое

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС

В Петербурге вырос спрос на лизинг смартфонов. Однако существенно на рынок гаджетов это не повлияет.

Рост количества премиальных смартфонов, приобретённых по лизинговой программе, за 2020 год в Петербурге составил 60%, сообщили "ДП" в компании Samsung Electronics.
В декабре 2020–го генеральный директор компании Forward Leasing Алексей Гуров, оценивая общероссийские перспективы услуги на конференции "Российский лизинг", рассказал о годовом росте её популярности в 3–3,5 раза.
В re:Store корреспонденту "ДП" подтвердили, что спрос на смартфоны в лизинг вырос почти в 2 раза год к году. Этот сервис — для российского рынка явление сравнительно новое, существует лишь с 2018 года. Покупатель берёт смартфон в аренду и выплачивает равными долями часть цены устройства в течение года. Затем можно заменить модель на новую и продолжить платить ежемесячно или же полностью выкупить телефон.
Эксперты связывают рост популярности "подписки" на смартфоны с тем, что стоимость гаджетов растёт, а покупательная способность снижается. Однако дело не только в этом. "Примерно 40% тех, кто покупает смартфон по такой схеме, берут его не потому, что у них нет денег, а потому, что хотят понять, насколько он им может пригодиться. Например, у человека был айфон, а он хочет опробовать андроид. Флагманские модели могут стоить более 100 тыс. рублей. Поэтому человек берёт гаджет по подписке, чтобы понять, нужно это ему или нет", — поясняет ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Такая покупка не всегда оказывается выгодной. Цену диктует компания — партнёр лизингодателя. При этом в другом розничном магазине цена устройства может быть существенно ниже. Кроме того, клиент обязан вернуть смартфон в отличном состоянии. Для этого в ежемесячные платежи включена страховка экрана, от которой нельзя отказаться. Если же сломается, например, разъём для наушников, придётся платить за ремонт самостоятельно.
Любопытно, что Forward Leasing — практически единственная на рынке компания, предоставляющая услугу лизинга гаджетов. Подобная программа есть в МТС, однако оператор не смог оперативно предоставить комментарий "ДП".
Как считают эксперты, другие компании не спешат вводить услугу в силу комплекса причин. "Основная проблема — это постоянная сменяемость законов, поэтому игроки пока не хотят входить на новый рынок", — предполагает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Эльдар Муртазин считает, что реализация программ типа "смартфон по подписке" возможна только при поддержке производителей. "Любая компания, которая будет пытаться воплотить ту же идею, не получит такой поддержки", — говорит он.
В re:Store отмечают, что на новые модели часто не предоставляется рассрочка. В этом случае лизинг может стать удобной альтернативой.
Алексей Гуров считает, что финансовый продукт при этом находится в агрессивном и недружелюбном сегменте с точки зрения отношения потребителя и PR. "Новый продукт должен пройти принятие рынком и клиентом. Они ищут подвох, называют это “кредитом”, “долговой ямой” и так далее. Тем не менее в следующем году мы ожидаем десятки тысяч продаж в месяц", — добавляет он.
Несмотря на растущую популярность, эксперты полагают, что лизинг займёт лишь небольшую нишу на рынке. "Смартфон относится к категории личных вещей, аренда тут не всегда уместна. Поэтому этот способ не будет доминирующим, а останется лишь дополнительным вариантом", — подчёркивает Эльдар Муртазин.