Почти докризисные обороты: кому в Петербурге помогли закрытые границы

Автор фото: Сергей Коньков

Предновогодние распродажи и закрытые границы с ЕС помогли производителям одежды Петербурга увеличить выпуск продукции.

Индекс промышленного производства (ИПП) Петербурга в ноябре прошлого года составил 98,4% к ноябрю 2019 года, в январе–ноябре — 97,4% к аналогичному периоду позапрошлого года. В Ленинградской области значение показателя составило 96,8% и 98,8% соответственно, подсчитали в Петростате.

В Париже не пошопишься

Наибольший рост в ноябре среди обрабатывающих отраслей продемонстрировали производство одежды (на 61,4% к ноябрю 2019–го), фармацевтика (+45,9%), а также производство прочей неметаллической минеральной продукции (+30%).
Их развитию способствовало существенное ослабление российской валюты, сделавшее импортные товары менее доступными для петербуржцев, а также всё ещё закрытые границы для выезда в страны Европейского союза, где обеспеченная часть среднего класса горожан с начала 2000–х привыкла регулярно обновлять гардероб, рассуждает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Алексей Балашов.
Конечно, стоит принимать во внимание и коронавирусную инфекцию, вторая волна распространения которой пришлась на осень и серьёзно затронула Петербург, добавляет он.
Больше других по итогам ноября отстали производители прочих транспортных средств и оборудования (на 67,3% к ноябрю 2019 года), металлургическое производство (–29,1%), а также выпуск электрического оборудования (–26,9%). "Существенное снижение объёмов их производства является свидетельством ухудшающихся прогнозов промышленников и оптимизации их инвестиционных планов", — полагает Алексей Балашов.
По мнению начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, "классические" отрасли промышленности пострадали от усложнения условий организации труда, снижения объёмов строительных работ и падения платёжеспособного спроса населения. "А, например, реализация напитков упала из–за длительного нахождения петербуржцев в домашних условиях и уменьшения прогулок по улицам и паркам из–за боязни заразиться, причём даже тёплая осень не смогла сгладить этот негатив", — отмечает эксперт.
По оценкам Смольного, промышленность города составляет более 20% его экономики и обеспечивает рабочими местами 347,6 тысячи человек (это около 17% от общего числа занятых). Ключевые отрасли — транспортное и энергетическое машиностроение, радиоэлектронная, пищевая, фармацевтическая и автомобильная отрасли.
"Эпидемия COVID–19 и связанные с ней ограничения ударили в основном по сфере услуг, поэтому состояние промышленности можно охарактеризовать скорее как положительное", — считает председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Санкт–Петербурга Кирилл Соловейчик. Он признаёт, что финансовые результаты предприятий снизились. При этом, отмечают в комитете, ИПП, упав в середине года, постепенно растёт и по итогам 2020–го (они ещё не подведены) прогнозируется на уровне 2019–го. С августа мы наблюдаем стабильное постепенное восстановление промышленности", — говорит Кирилл Соловейчик.

Три локомотива

За 11 месяцев прошлого года в Петербурге выросло на 20% производство транспортных средств. На это повлиял спуск на воду нового ледокола, рыболовецких судов на Адмиралтейских верфях и Северной верфи, а также производство железнодорожного подвижного состава. Вторым локомотивом развития, хотя и не без временных трудностей, стала фармацевтическая промышленность.
А вот третий "кит" — автопром — не смог оправиться от весеннего локдауна. По данным официальной статистики, по итогам 11 месяцев в Петербурге выпущено 258,7 тыс. автомобилей — на 49 тыс. меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, сократились и инвестиции в автомобильную отрасль — на 58%.
По оценкам КППИТ, это объясняется не столько пандемией, сколько инвестиционными планами компаний. "Так, в 2019 году Toyota осуществила значительные вложения в производственную линию новой модели (RAV4. — Ред.), что существенно увеличило объёмы производства в 2020–м при снижении показателя объёма инвестиций", — приводит пример Кирилл Соловейчик. При этом, утверждает он, производственные планы в городском автопроме на 2020 год выполнены неплохо — на 90%. Это происходит главным образом за счёт спроса на бюджетные автомобили.

Надежды на 2021–й

Ожидания на наступивший год в Смольном связаны с реализацией нескольких крупных промышленных проектов.
Прежде всего, предполагается, что в 2021 году ООО "Хёндэ Виа Рус" закончит строительство завода по производству двигателей стоимостью 13,1 млрд рублей.
Продолжится строительство завода АО "Фармсинтез–Норд" по производству лекарственных противоопухолевых препаратов (заявленный объём инвестиций — 4,5 млрд рублей), завода ООО "Самсон–Мед" по производству субстанций и готовых лекарственных препаратов (5 млрд), предприятия по выпуску систем забора крови компании Sarstedt (1,5 млрд), завода ООО "Гротекс" по выпуску физрастворов (1,5 млрд).
Крупный проект в другой сфере — энергетике — реализует "Газпром" на базе "РЭП–холдинга". В частности, уже приобретена лицензия GE на производство газотурбинного двигателя 32 МВт, требующегося для приводов компрессоров заводов по среднетоннажному СПГ (Nord Stream), уточнили в КППИТ.
В более отдалённой перспективе промышленный блок Смольного рассчитывает на новые инвестиции в связи с началом реализации других крупных проектов. Так, создание в Усть–Луге "Росхимальянсом" газохимического комплекса за $10 млрд позволит загрузить ряд предприятий Петербурга, отметили в комитете.
Планируется также развитие фармацевтического кластера, есть перспективные проекты в сфере транспортного машиностроения в связи со строительством высокоскоростной магистрали.
Несмотря на перспективы развития, связанные с частными инвестициями, власти города намерены продолжить господдержку промышленности. В 2020 году промышленные предприятия Петербурга получили в рамках госпрограмм Минпромторга 23,3 млрд рублей. Объём господдержки из регионального бюджета составил 2,57 млрд.
В 2021–м Смольный намерен поддержать предприятия, которые вложатся в развитие новых производств или модернизируют текущие.
Законодательное собрание под занавес года приняло закон о региональных инвестпроектах. Вложив в создание производств от 50 млн до 500 млн рублей, компании смогут получить налоговые льготы. Региональная ставка налога на прибыль для них составит 10%, а перечисления в федеральный бюджет — 0%. Инвесторов также освободят от налога на имущество.
Чиновники также намерены помочь предприятиям, которые возьмутся за модернизацию.
В ноябре наблюдательный совет городского Фонда развития промышленности снизил с 200 млн до 150 млн рублей минимальный размер выручки претендентов на льготные госзаймы. В его программах смогут участвовать также производители лекарственных и дезинфицирующих средств, медоборудования и средств индивидуальной защиты.