Всхлип софитов: новый фильм Анны Меликян о любви в непростых обстоятельствах

"Трое", режиссёр — Анна Меликян

У Анны Меликян в прошлом году вышла "Фея" — тоже про любовь в непростых обстоятельствах. Но режиссёр снова и снова пытается взять эту вершину. Такое ощущение, что она решает какую–то собственную сверхзадачу. Например, хочет создать глобальное высказывание — о любви на современном этапе. И упорно идёт к этой цели. Список актеров впечатляет: Хабенский, Исакова, Пересильд.
Итак, у нас любовный треугольник. Жена у героя — в Москве, внезапная любовь — в Петербурге. И между ними мечется герой Хабенского. Хорошо, если это про любовь, давайте сосредоточимся на любви. Внешние атрибуты тут не слишком важны, правда?..
Тем более что героев в кадре — всего трое. Но — нет, автор не может справиться с огромным соблазном, перед которым мало кто может сегодня устоять. Почему–то современные герои обязательно сегодня должны быть знаменитыми людьми. Тут они не просто известные — они буквально источают аромат успеха. Муж — ведущий популярного ночного телешоу (таких уже лет двадцать нет по телевизору), жена — известный психолог. Шикарные интерьеры. Всё блестит, всё купается в сдержанной роскоши. Огромные апартаменты даже у третьей героини, которая работает скромным экскурсоводом. Правда, жильё у неё съёмное, но даже оно по–своему шикарно.
Автор, вероятно, не представляет, что можно снять ту же историю про простых, что называется, людей. Про менеджеров, живущих в панельном доме. Автору, возможно, кажется, что внешний блеск славы как–то усилит, подчеркнёт — на контрасте — внутреннее одиночество героев.
Но этот номер как раз и не срабатывает. Когда сами по себе известные актёры, звёзды играют знаменитостей — выходит какое–то масло масляное или, точнее, шоколадное. Это сразу уводит нас от темы любви — куда–то на подмостки шоу–бизнеса. Или телебизнеса. В итоге нам совершенно невозможно поверить в безвыходность ситуации героев. Ни беды, ни горя, ни тоски не получается. Герой даже таблетки горькие пьёт художественно и тонет красиво. Всё здесь настолько прекрасно, что не сочувствие вызывает — а зависть: живут же люди! То, что кино Анны Меликян в последнее время показательно ходит вокруг святых мест и героев своих туда приводит, — это только усиливает искусственность происходящего.
Рассказывая о любви современной, наше кино как–то бессознательно сворачивает на колею, протоптанную советским кинематографом. Тут и "Осенний марафон", конечно, вспоминается в первую очередь, а ещё "Полёты во сне и наяву". В щемящие моменты герои вспоминают исключительно советские песни, из пионерского детства, надо полагать. Поскольку всё лучшее у них связано с прошлым.
Разница только в том, что в советские годы фильм о любви был единственным способом убежать от идеологического контроля, снять что–то человеческое. А тут блеск софитов это самое человеческое ослепляет и загораживает.