Ощущают все: новые вершины в графиках нефтяных котировок

Автор фото: Алексей Андронов/ТАСС

Пока мир радостно приветствует рост нефтяных цен, в России — грустно встречают повышение топливных акцизов. Грузоперевозчики говорят, что издержки придётся компенсировать экономией на обслуживании транспорта.

В новом году — новые вершины в графиках нефтяных котировок. С начала января марка Brent подросла на 8%, WTI — на 11%, Urals — почти на 9%. Пока в России продолжались праздничные каникулы, участники министерской встречи ОПЕК+, как заведено, решили вопрос об объёмах добычи нефти. Напомним, что в декабре минувшего года принят вердикт о постепенном наращивании добываемых объёмов с января 2021 года. Каждый месяц уровень будет корректироваться, но не более чем на 500 тыс. барр. / сут. Так, общий объём сокращения будет снижен с 7,2 млн барр. / сут. в январе до 7,1 млн в феврале, а в марте — до 7 млн. При этом для 10 стран ОПЕК, участвующих в соглашении, объём будет тот же — 4,5 млн барр. / сут. в течение I квартала 2021 года.
Для стран не–ОПЕК, участвующих в Венском соглашении ОПЕК+, сокращение снизится с 2,6 млн барр. / сут. в январе до 2,5 млн в феврале и до 2,48 млн — в марте. Из стран не–ОПЕК возможность увеличения добычи в феврале и марте получили лишь Россия и Казахстан — на 65 тыс. и на 10 тыс. барр. / сут. соответственно. Таким образом, отечественные нефтекомпании смогут добывать в феврале 9,18 млн барр. / сут. (снижение составит 1,81 млн от уровня октября 2018 года), а в марте эти значения — 9,24 млн и 1,75 млн соответственно.
"Мы не только добились самых больших сокращений поставок нефти, но и сделали это дисциплинированно и сплочённо, что говорит об эффективности наших совместных усилий. Мы достигли самого высокого уровня согласованности за 4 года работы ОПЕК+ и впервые выработали механизм компенсации, чтобы восполнить прошлое отставание от наших целей", — сказал министр энергетики Саудовской Аравии и председатель минувшей встречи Абдулазиз бин Салман.
В ближайшие несколько недель поведение трейдеров на нефтяных биржах будет зависеть от новостей об успехах и провалах в борьбе с коронавирусом, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Дмитрий Коптев: "Надо понимать, что рынок краткосрочных фьючерсов полностью определяется настроениями финансовых спекулянтов и никак не связан с фундаментальными показателями спроса и предложения. Спекулянтов же сейчас волнует только одно. Ну ещё немного положение внутри сделки ОПЕК++. На ближайшие 2 года стоимость контрактов колеблется в диапазоне $51–55 за баррель Brent, постепенно снижаясь от нынешних значений".

Аналитики уверены

Зимний нефтяной рынок поддержало и Минэнерго США (EIA). В январском отчёте департамента — позитивные вести о мировом росте потребления нефти и топлива на 5,6 млн барр. / сут. в 2021 году и на 3,3 млн в 2022–м. Также вырастет добыча сырья на 1,6 млн барр. / сут., а вот запасы топлива будут снижаться — в 2021 году темп сокращения составит 600 тыс. барр. / сут. и 500 тыс. в 2022–м. Также EIA прогнозирует, что спотовые цены на нефть марки Brent в среднем составят $53 за баррель в 2021 и 2022 годах — по сравнению со средним показателем $42 в 2020–м.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук обращает внимание на такой долгосрочный фактор, как активизация добычных проектов в США: "Сейчас там идёт достаточно бурный рост числа буровых установок. Перейдёт ли количество в качество, то есть в число завершённых скважин и прирост добычи нефти, зависит от того, насколько устойчивой окажется ситуация с ценами на сырьё. Понятно, что вкладываться в долгосрочный проект только потому, что котировки продержатся в районе $55 в течение нескольких недель, никто не будет. А вот если это продлится хотя бы полгода, у производителей появится стимул запускать процесс добычи, что сможет существенно повлиять на баланс спроса и предложения. Уже сейчас Управление энергетической информации США, базируясь на этих данных, предсказывает сохранение добычи на текущем уровне в 2021 году и рост на 3,5% в следующем".
Согласно данным Американского института нефти (API), запасы сырья в США за неделю, завершившуюся 8 января, упали на 5,8 млн баррелей. Снижение было отмечено по итогам третьей недели подряд и стало максимальным с конца октября. Неделей ранее запасы сократились на 1,7 млн баррелей.
"Мы видим динамичный “бычий тренд”, и рынок по–прежнему ожидает, что запасы нефти будут довольно быстро уменьшаться в результате объявленного ранее сокращения добычи Саудовской Аравией", — отмечает старший партнёр Commodity Research Group Эндрю Лебоу.

Индексация, пли!

Совсем нерадостная новость для водителей — с 1 января акцизы на топливо и моторные масла проиндексированы на 4%. Правительство, разумеется, заверяет граждан, что цены в узде — и если "понесутся", то не быстрее инфляции. Решение об индексации содержится в поправках Налогового кодекса, принятых в октябре минувшего года. Акциз на бензины класса "Евро–5" составит 13 262 рубля за тонну, ниже этого класса — 13 624 рубля, для дизельного топлива — 9188 рублей, для моторных масел — 5841 рубль. Государственная казна ожидает эффекта от этих новаций в виде 800 млрд рублей.
Биржа отреагировала на изменения немедленно — по данным CПбМТСБ, биржевой индекс на летнее ДТ с конца декабря взлетел на 1,7% (до 45,3 тыс. рублей за тонну), на бензин "Премиум–95" — на 5% (до 52,2 тыс. рублей), а на "Регуляр–92" и вовсе на 7,7% (до 51,6 тыс. рублей). Игроки заметили тенденцию ещё до новогоднего ажиотажа — 95–й тогда подскочил на 7%, а 92–й — на 5%.
"Впервые за историю наблюдений за биржевыми торгами нефтепродуктами регистрируется столь мощный отскок биржевых цен. А спровоцирован он был сокращением на 30% предложения от производителей бензина, преимущественно — от заводов, чьи поставки традиционно доминировали в обеспечении биржи товаром", — говорит независимый эксперт Виктор Костюков.
Скачок цен снова сделает больно независимым АЗС, которым всё тяжелее выживать на рынке, не говоря уже о простых потребителях. Претензии к отечественной налоговой политике в топливной отрасли есть и у грузоперевозчиков. По данным системы "Платон", в Петербурге зарегистрированы 14,5 тыс. транспортных компаний и частных предпринимателей сегмента автомобильных грузоперевозок, у которых совокупно 48 тыс. грузовиков.
"Когда падали цены на нефть прошлой весной, рост стоимости топлива в России чиновники объясняли налоговым манёвром. Теперь вот акцизы. Перевозчики при этом не могут поднять цены на услуги — поскольку всегда найдётся компания, которая сделает дешевле. Однако как компенсируются затраты? И не только на топливо, но и на запчасти, которые дорожают из–за роста курсов. За счёт нарушений — ненадлежащее техническое состояние автопарка, несоблюдение условий труда, превышение тоннажа перевозимых грузов и так далее. Сектор грузоперевозок и до этого был узкомаржинальным, а сейчас становится всё труднее держаться на плаву", — сообщил президент национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс" Владимир Матягин.
По словам руководителя направления транспортной логистики СДЭК Татьяны Кузьминовой, перевозчики, сотрудничающие с компанией, поступают иначе: "Безусловно, они регулярно поднимают ставки из–за роста цены на топливо". В целом же на рынке грузоперевозок весь прошлый год наблюдались скачки тарифов — особенно в период локдауна. Даже по оптимистичному сценарию, приведённому в исследовании InfraOnе, сегмент автомобильных грузоперевозок за год потерял 2 трлн рублей.