Шпана популизма: кто сделает Америку снова великой

Автор фото: Владислав Павлов/ТАСС

Слишком опасное заигрывание.

Кто мог себе представить, что Вашингтону потребуется ввод нацгвардии для гарантий безопасности инаугурации президента. Ещё более дикой показалась бы мысль о захвате Капитолия толпой гопников. Но увы — реальность. И проблема совсем не в качестве демократии, а в её упаковке. Экономическая политика Трампа могла быть сколь угодно успешной, антураж же изначально был неистово популистским, переходящим все границы и пределы прежде допустимого. Когда в конце ноября прошлого года скончался Валери Жискар д’Эстен, это показалось концом классовой эпохи в политике. И, увы, концом лучших качеств классовой политики.
Социальная стратификация никуда не уйдёт, но у классовой были не только имущественные характеристики, но и атрибуты. Буржуазия с конца XVII века максимально энергично усваивала классовые нормы поведения аристократии. Достаточно назвать "Мещанина во дворянстве". А аристократия усваивала привычку к обучению. Итоги — эпоха Просвещения и индустриальная революция. Образованность стала частью классовых норм поведения, а у него — формы и правила. Именно эти ПДД были опорными атрибутами поведения политиков в новейшее время. В их числе был и самоконтроль. Помните вопросы к качеству человека из "Волшебной флейты" Моцарта? О принце спрашивают, есть ли у него среди прочего сдержанность. Политик, как ожидалось, должен был мыслить и уметь молчать. У политика была идеология, но упакованная в нормы функционирования в реальности. Отсюда, между прочим, и обаяние Жискар д’Эстена — самоконтроль, способность думать и — более того — сомневаться. Эти нормы были у К. Аденауэра, у В. Брандта, у Г. Шмидта; они размышляли, но умели держать себя. Тэтчер! Избиратель чувствовал разницу.
Дистанция и классовые нормы теперь ушли. Политики решили, что должны стать среднестатистическими. Отсюда пацанские нормы у одних, неумолчные посты у других. И беспрестанное заигрывание.
Характерно, что некоторые "рогатые" напоминают всем известных байкеров. Они реагируют не на рыночный либерализм Трампа, а на подзуживание. Потому так странно читать размышления некоторых думающих экономистов и политологов, что "трамписты" — это противники грозящего Америке социализма. Во–первых, не надо превращать их в думающих субъектов: так рационально организованный субъект себя не ведёт. Это всё игра воображения ради придуманных схем. Во–вторых, многие социалистические идеи — отменный способ уравновешивания совсем не стабильного социального порядка, и, пожалуй, лучший при разумном подходе дикий капитализм может быть стремителен, но губителен. Равно как и тупой социализм. Для баланса нужны размышление, образованность и самоконтроль. Прежде образованный политик казался неизбежностью. Теперь никакого уважения к знанию нет, многие видят панацею в интернете. Пандемия вообще–то многим должна была открыть глаза. На тьму вопросов человечество ответить не может, на некоторые — никогда, на часть — совсем не сразу. Любая теория заговора — индикатор тупого невежества. Список увлечений сторонников Трампа убийственно красноречив. Какого там бреда нет, начиная от демократов — торговцев детьми для педофилов и дальше. Это ровно то, как объяснять Октябрьскую революцию теорией жидомасонского заговора. Ладно, с масонами поди разберись. Но к чему приплетать персонажей самой феноменальной эмансипации XX столетия? Еврейский рывок из гетто был усвоением социальных и образовательных (!) буржуазных норм XIX века. Результат — львиная доля мировых достижений в науке и искусстве века двадцатого.
Популизм — слишком опасное заигрывание. Ещё в 1855 году австрийский драматург Ф. Грильпарцер точно заметил, что человечество идёт от гуманизма к национализму, а от него — к зверству. Подставьте шовинизм — получите реальность наших дней.
Как сделать Америку снова великой? Бубен и рог вряд ли помогут, а вот гордость за Гейтса и Маска — точно. Именно они задают развитие, а совсем не твиттькающий президент.