Промышленность Петербурга завершила год снижением объёмов производства

Автор фото: Ковалев Петр
Пошив нижнего белья на фабрике фирмы "Tribuna", в промзоне Парнас.
Индекс промышленного производства (ИПП) Санкт–Петербурга в 2020 году снизился на 1,8% против 2,9% по стране в целом. При этом декабрь оказался ударным: ИПП увеличился на 6,7% по сравнению с последним месяцем 2019–го. В Ленинградской области годовой ИПП снизился на 1,4%, декабрьский — на 5,1%, подсчитали в Петростате.
В отраслевом разрезе по итогам 2020–го в Петербурге значительное снижение продемонстрировало производство прочих готовых изделий (–25,9%), текстиля (–25,3%), электрического оборудования (–17%), одежды (–13,2%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (–11,4%).
Больше других прибавил выпуск химических веществ и химических продуктов (+18%), прочей неметаллической минеральной продукции (+16,5%), лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (+13,9%), прочих транспортных средств и оборудования (+11,7%), бумаги и бумажных изделий (+8,7%).
Данные по отгрузке продукции в обрабатывающем комплексе Петербурга сходны со значениями ИПП. В январе–ноябре 2020 года (более свежих данных пока нет) отмечено её снижение на 7,2%, или на 155,7 млрд рублей к аналогичному периоду предыдущего года, говорится в данных оперативного мониторинга городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.
Больше других объём отгрузки снизился в производстве нефтепродуктов (на 28,9%, или 138,5 млрд рублей), металлургическом комплексе (на 17,7%, или 37,2 млрд рублей) и автопроме (на 6,1%, или 23,8 млрд рублей).

Главный виновник — локдаун

Промышленность города и области тяжело пережила 2020 год. Очевидно, что на производстве негативно сказалось ограничение деятельности предприятий в разгар первой волны пандемии и, как следствие, производственных связей после остановки работы контрагентов сперва в Азии, а потом и в Европе, рассуждает начальник инвестиционного отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский. Поскольку Петербург и Ленобласть в некотором смысле экономически дополняют друг друга, то и уровень снижения ИПП оказался схожим.
"Однако в Санкт–Петербурге бизнес быстро освоил выпуск антисептиков, масок и спецодежды, что простимулировало рост производства химических веществ, лекарств, пластиковых и резиновых изделий на 11–18%. В то время как в Ленобласти это производство увеличилось только на 6%", — полагает эксперт. В свою очередь, взрывному росту выпуска полиграфической продукции в обоих регионах помог спрос на упаковку для заказов при дистанционной торговле, развитие которой активно началось с марта.
Естественно, из–за того что весной были закрыты непродовольственные магазины и торговые центры, спрос на одежду резко сократился, а падение доходов населения привело к снижению спроса на продукцию автопрома, полагает Дмитрий Кумановский.
В свою очередь, снижение потребления электроэнергии и добычи нефти в России привело к сокращению спроса на электрическое оборудование из–за урезания инвестиционных программ, резюмирует он.
Фармацевтическая отрасль стала, бесспорно, одним из локомотивов развития экономики Петербурга. Этот сегмент в целом стал одним из самых перспективных с точки зрения экономического роста, полагает заведующий кафедрой государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Алексей Балашов.
В Петербурге расположено несколько крупных производств, город также в числе лидеров по числу лабораторных исследований.
По оценке эксперта, дальнейшему развитию отрасли будут способствовать возрастающие затраты государства на закупку лекарственных препаратов, а также сложившийся во время пандемии тренд больше вкладывать времени и финансов в своё здоровье.

Без критических потерь

На территории Ленобласти основные провалы в 2020 году произошли в производстве мебели (–62,2%), кожи и изделий из неё (–41,3%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (–30,4%), электрического оборудования (–19,3%), а также у предприятий, занимающихся ремонтом и монтажом машин и оборудования (–16,8%).
Однако совокупный вклад этих производственных отраслей незначителен и составляет менее 3% всего производства региона, подсчитал основатель инвестиционного бюро Syncing Group Дмитрий Синкин.
Вместе с тем такие лидеры промышленности 47–го региона, как пищевая отрасль, производство табачных изделий (совокупно обеспечивают около 25% всего производства области), прибавили около 10%. А выпуск бумаги и бумажных изделий совокупно с полиграфической деятельностью (более 10% промпроизводства региона) увеличился более чем на 5%.
"Такой рост вызван в том числе общим увеличением потребления продуктов питания и переходом большого количества потребителей на онлайн–заказы продуктов и готовых блюд в период пандемии. Значительный (двузначный) рост производства текстильных изделий (+44%), компьютеров, электронных и оптических изделий (+28,3%), а также прочих готовых изделий (+24,5%) не оказал существенного влияния в силу своего небольшого объёма в общем производстве Ленобласти (совокупно около 1%)", — добавляет он.
Фактически по итогам года индексам промышленности и в Санкт–Петербурге, и в Ленинградской области почти удалось удержаться на уровнях 2019 года.
Таким образом, по оценке Дмитрия Синкина, оба региона смогли компенсировать или нивелировать технологические простои и остановки, которые были в первой половине 2020–го.
"Обрабатывающие производства во втором полугодии 2020–го в обоих регионах фактически наверстали отставание, вызванное вынужденным локдауном, однако за счёт негативной конъюнктуры нефтяных цен на мировом рынке в 2020 году показатели Санкт–Петербурга немного слабее, поскольку статистически обработка кокса и нефтепродуктов за счёт зарегистрированных в Северной столице “Газпрома”, “Газпром нефти” и их аффилированных предприятий существенно отражается на городском индексе. Но Петербург компенсировал это в основном за счёт выпуска химии и лекарств. Кроме того, положительная динамика в 2020 году была в производстве прочих транспортных средств и оборудования, включая судостроение", — резюмирует эксперт.