Обществам закон не писан: к чему приведет реформа ПАО

Автор фото: Коньков Сергей

Спешили пару десятилетий назад, создавая законы для фундамента будущей российской экономики. И то ли опыта творцам не хватило, то ли специально оставлены пробелы. И в результате все при деле: одни придумывают поправки к принятым поправкам к действующим законам, другие — стремятся всё исправить по живому.

Прозрачность бизнеса затрудняет конкуренцию: отдельно взятое публичное общество обязано рассказывать всему миру, сколько человек у него трудится в штате и какова его кредитная нагрузка. Недружественный его конкурент, взяв форму собственности ООО, легально утаивает подобную информацию, публикуя разве что бухотчётность по РСБУ.
И получается, как всегда, все юрлица равны перед законом, но часть из них почему–то равнее. ООО не нужен ни аудит, ни отчётность, ни реестры. В этом и есть истинная причина количественного сокращения ПАО: лишь избранные могут стать монстрами в своём сегменте, чтобы смотреть на других свысока. Те же, кто не справился, бросают игру в акционеров и становятся соучредителями.
Не заработала в нашей стране идея привлекать инвестиции в развитие бизнеса с помощью акционерного капитала: всё слишком непрозрачно даже в ПАО. Особенно когда регулятор в лице ЦБ РФ на законных основаниях одним непубличным мановением вдруг выявляет ущерб деловой репутации какого–нибудь акционера и обязывает его сократить долю владения до 10%. Никому не нужная нервозность, основанная на непубличности постановлений.
Новые требования отодвинут перспективы инвестиций на пару десятилетий назад: в ситуации, когда даже сам собственник не понимает, публичный он только по форме или по сути, планировать будущее невероятно трудно. Нынешнее перетряхивание реестров юрлиц, наверное, позволит оставить в сите крупный бизнес, а малый, очевидно, пусть утекает вместе с песчинками. Не летит паровозик, не получается: нельзя заставить бизнес мчаться по постоянно перекладываемым рельсам. Он сам должен захотеть и заставить придумать законы под него.