Байденомика: планы нового хозяина Белого дома

Автор фото: EPA/ Vostock-photo

Хороший прогноз для России.

46–й президент США находится у власти меньше 2 недель, но число изданных им указов и отменённых распоряжений предшественника уже выглядит рекордным. Это не должно удивлять, учитывая, что прямо в день инаугурации Джо Байдена число инфицированных коронавирусом в США превысило 25 млн человек, дефицит федерального бюджета за 2020 год приблизился к $5 трлн, а безработица держится на уровне 6,7%.
В чём состоит экономическая программа нового хозяина Белого дома и насколько успешным может стать его президентство? Принято говорить, что в центре внимания находятся вопросы экологии, обеспечение социальной справедливости и борьба с эпидемией, но самое важное, разумеется, — это не идеи, а конкретные меры.
Программу Дж. Байдена надо рассматривать как совокупность двух планов: текущего и долгосрочного. Последний ориентируется на достижение нескольких целей, и прежде всего на обеспечение более сбалансированного хозяйственного роста. Его президент намерен добиться, во–первых, существенным увеличением доходов низко– и среднеоплачиваемых американцев, чему должно послужить повышение федеральной минимальной зарплаты до $15 / час с нынешних $7,25 / час, и, во–вторых, через осуществление отраслевых программ — в том числе выделение $2 трлн на развитие инфраструктуры, $640 млрд на строительство доступного жилья и $300 млрд на прорывные технологии. При этом президент намерен реализовать план "Покупай американское (Buy American)", по которому госзакупки произведённых в США товаров должны увеличиться на $400 млрд в год, и жёстко отстаивать интересы Соединённых Штатов в спорах с Китаем (предполагается, что Дж. Байден предложит европейским союзникам выступить тут единым фронтом с Америкой).
Развитие экологических программ, нацеленных на построение безуглеродной экономики к 2050 году; новая реформа системы здравоохранения и изменение стратегии в отношении миграции также являются элементами долгосрочного плана. По мнению президента, развитие альтернативной энергетики обеспечит создание около 10 млн новых рабочих мест, расширение Obamacare позволит решить многие проблемы здравоохранения, а повышение лимита приёма беженцев до 125 тысяч человек в год (в 2018 году США легализовали всего 22 тысячи) и программа предоставления гражданства нелегальным иммигрантам, в последние годы платившим в Америке налоги, разрешит некоторые социальные проблемы.
Долгосрочная стратегия предполагает оплату значительной части указанных расходов за счёт повышения налогов на состоятельных граждан и крупный бизнес (это должно принести $3,3 трлн за 10 лет), а также отмены части налоговых послаблений Д. Трампа (в частности, налог на прирост капитала и дивиденды в сумме более $1 млн в год снова будет доведён до 39,6%). Предлагается также ввести сбор на соцстрахование в размере 12,4% для лиц, получающих более $400 тыс. в год (то есть приблизительно 2% самых высокооплачиваемых американцев).
Однако эта часть плана может быть скорректирована, так как с учётом текущей особенной ситуации в сфере государственных финансов задачи снижения бюджетного дефицита даже не ставится — так что финансирование новых расходов именно за счёт повышения доходов не считается критически важной задачей.
Краткосрочный план, воплощённый в новом пакете помощи в сумме $1,9 трлн, который должен быть скоро внесён в конгресс, ориентирован на решение текущих задач: сохранение кризисных пособий по безработице на уровне $500/неделю, выплату каждому американцу по $1400 в дополнение к $600, отправленным в последние дни правления Д. Трампа, и компенсации выпадающих доходов бюджетов штатов на $350 млрд.
Отдельной строкой идут расходы на борьбу с коронавирусом, кратное увеличение числа проводимых тестов, закупки вакцины и оплату больничных тем, кто заразился вирусом или ухаживает за больными родственниками. Эта программа будет, вероятно, реализована в ближайшие месяцы, хотя в конгрессе существуют разногласия относительно рациональности выплат по $1400, которые кажутся многим республиканцам излишне щедрыми.
Насколько вероятен успех экономической политики Дж. Байдена в целом? Мне кажется, что сегодня его план выглядит реализуемым. По итогам 2020 года в американской экономике отмечается резкий рост накоплений — то есть деньги у населения есть, и спрос быстро оживёт в случае победы над пандемией. Кроме того, прирост стоимости активов (акций, недвижимости, других ценных бумаг) американских домохозяйств за год составил около $6,5 трлн. Это делает условия для повышения минимальной зарплаты практически идеальными — на фоне продолжающейся поддержки бизнеса оно может пройти почти незаметно.
То же можно сказать и о расширении Obamacare, которое потребует значительного софинансирования со стороны самих граждан. Повышение налогов на состоятельных американцев также не станет для них катастрофой — эти категории граждан выигрывают от роста фондового рынка и вполне могут заплатить дополнительные налоги с текущих зарплат. При этом следует заметить, что в целом программа Дж. Байдена не содержит ни одной из популистских мер, обсуждавшихся в прошлом году американскими левыми, — ни налога на рост рыночной стоимости активов миллиардеров, ни базового дохода для малоимущих.
Однако хотя стратегия Дж. Байдена и обозначается как "План спасения экономики (Rescue Plan)", хозяйственная динамика в большей мере будет определяться не пятнадцатидолларовой минимальной зарплатой и не зелёными программами, а устойчивостью созданной в 2020 году новой финансовой реальности. Сегодня главным фактором экономического роста является сохранение нулевой учётной ставки Федерального резерва (подтверждена на заседании Комитета по открытым рынкам 27 января) — она позволяет почти бесплатно наращивать государственный долг. Его увеличение создаёт огромную массу средств, готовую быть инвестированной и давящую на фондовый рынок (за 6 месяцев после первого пакета помощи экономике в $2,3 трлн, принятого в марте 2020 года, фондовый рынок вырос почти на $7 трлн — то есть рост долга сейчас увеличивает, а не снижает национальное богатство США). Это наращивает активы пенсионных фондов и эндаументов некоммерческих организаций, создавая дополнительный спрос. И такая "приливная волна", постоянно мультиплицируясь, поддержит экономику в ближайшие несколько лет — в этом нет сомнения. Иначе говоря, Дж. Байден начинает реализовывать свою программу в условиях практически полного отсутствия бюджетных ограничений — и поэтому с высокой вероятностью его 4 года у власти станут периодом роста с темпами выше 3% в год, а индекс Доу–Джонса до его отставки "отсалютует" достижением как минимум 40 тыс. пунктов. В более отдалённой перспективе, если быстрый рост спровоцирует повышение инфляции и процентных ставок, положение может измениться — однако на один срок Дж. Байдена запаса прочности хватит.
Последним, хотя и немаловажным, является вопрос о том, как отразится такой курс на внешнем мире — и в частности на России. Я думаю, что скорее хорошо, чем плохо. Прежде всего речь идёт о выведении США из кризиса — а это необходимое условие устойчивого роста в любой части глобальной экономики. Кроме того, избыток долларового предложения будет поддерживать цены на сырьё даже при некотором сокращении спроса на него. Наконец, в условиях нулевых или даже отрицательных ставок капиталы будут искать более доходного размещения, что при первых признаках преодоления пандемии направит их часть на развивающиеся рынки с их более высокой доходностью.
Иначе говоря, мне кажется, что для мировой экономики Дж. Байден может оказаться новым Б. Клинтоном или Б. Обамой — президентом, который приходит к власти на фазе экономического спада и более или менее конвенциональными мерами обеспечивает долгий и устойчивый экономический рост.