В режиме smart–транзита: эволюция грузоперевозок

Автор фото: Архив "ДП"

Эра грузовых авто под управлением искусственного интеллекта наступит уже в 2030 году, уверяют в SuperJob. На такую мысль экспертов натолкнула пандемия: будь беспилотная доставка товаров доступна уже сейчас, удалось бы избежать экономических потерь из–за закрытия границ.

Технический прогресс наступает на пятки дальнобойщикам. По прогнозам экспертов рекрутингового агентства SuperJob, к 2030 году грузовики с беспилотной системой управления на российских дорогах станут привычным явлением, а банк вакансий в транспортной отрасли сократится как минимум в 10 раз.
К такому выводу специалисты пришли после недавнего коллапса на границах, возникшего на фоне введения новых противокоронавирусных мер.
"Нам показывают тысячи фур, скопившихся на границе Франции и Великобритании. Обе страны опасаются завоза нового штамма вируса водителями. А если бы фуры были беспилотными? Будут! Все новые грузовые автомобили, которые сходят с конвейера, либо уже сейчас предусматривают возможность переоборудования для беспилотной эксплуатации, либо такая возможность будет реализована в самое ближайшее время", — отмечает президент SuperJob Алексей Захаров.
На петербургском рынке труда в отрасли грузоперевозок в прошлом месяце потребность в человеческих ресурсах выросла в 2,6 раза по сравнению с декабрём 2019 года. Заработная плата водителей увеличилась за год на 8–10% и в среднем достигла 85 тыс. рублей.
Однако рекрутеры настаивают на своём, призывая дальнобойщиков не обманываться и уже сейчас задуматься о смене профессии. Часть из них сможет переквалифицироваться в операторов беспилотных авто, но такие будут в меньшинстве.

Робот законам пока не обучен

В том, что за автономной техникой будущее, сомнений не возникает. Другое дело, что 10 лет — слишком малый срок для столь глобальных перемен, уверен руководитель Северо–Западного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Виктор Алешковский. Да, испытания грузовых автомобилей без водителей проходят уже сейчас: КамАЗ ещё весной 2020 года обкатал арктические беспилотники, а самосвалы БелАЗ, оснащённые искусственным интеллектом, работают в угольных карьерах.
Более того, Северная столица включена в список городов, где разрешено передвигаться на машинах под управлением компьютера. Правда, пока только вместе с тест–пилотом. Однако в масштабах всей цифровизации грузоперевозок это лишь капля в море.
"Процесс перевозки грузов требует от водителей не только умения управлять автомобилем и знания правил дорожного движения. Необходимо знать транспортное законодательство, правила оформления товаросопроводительных документов. А в случае трансграничных перевозок — ещё и международное законодательство, а также особенности “правил игры” в конкретном иностранном государстве. Конечно, робота можно всему этому обучить, но это пока не решённая задача", — поясняет Виктор Алешковский.

В едином интерфейсе

Второе и, пожалуй, самое серьёзное препятствие к запуску беспилотных фур — неготовность технологий. Автопилот, который справился бы с управлением машиной лучше человека, пока не изобретён. Причиной вынужденной остановки машины на дороге может стать как непредсказуемость поведения других участников дорожного движения, так и проливной дождь.
"Даже если взять Tesla, всё равно существует очень много ситуаций, когда автопилот отказывается работать. Например, если низкое встречное солнце или снегопад. А возьмите наши северные широты: зимой в Петербурге дорог вообще порой не видно", — рассказывает руководитель направления "Искусственный интеллект" СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Кирилл Кринкин.
В идеале для беспилотных грузовиков должна быть создана собственная инфраструктура — выделенная полоса, а ещё лучше обособленное шоссе. Для обустройства такой магистрали потребуются миллиарды, поэтому эксперты предполагают, что строиться она будет частями. С большей вероятностью первое автономное сообщение будет открыто между Петербургом и Москвой.
"Тренд в сторону умной инфраструктуры очевиден. Причём это будет мультимодальный транспорт. Например, если мне надо отправить груз, я нахожу в едином интерфейсе ближайший пункт приёма и сдаю его туда, а дальше система сама настраивает цепочки доставки, комбинируя доступные виды транспорта: поезд, автомобиль, самолёт. Но это всё требует глобальной оптимизации и координации, и до появления подобных технологий нам ещё далеко", — объясняет Кирилл Кринкин.

Автопилот как переходный этап

Нельзя забывать и о моральном аспекте. Многотонная фура под управлением искусственного интеллекта на первых порах неизбежно будет вызывать ужас у некоторых автомобилистов. Кроме того, сегодня уже существует эффективная схема доставки товаров, отработанная годами и десятилетиями. Будут ли готовы представители бизнес–сообщества пересмотреть её в пользу технологичного ноу–хау, пока неясно.
Один из возможных вариантов развития событий — частичная передача транспортных средств на автопилот.
"Автопилот может стать помощником водителя. По аналогии с самолётами, когда основную часть работы будет делать беспилотник, а в нестандартных ситуациях управление сможет брать на себя человек. Передав управление, водитель может выпить кофе и немного отдохнуть", — рассуждает директор по цифровой трансформации логистической компании "ПЭК" Олег Сковородников.
Беспилотный транзит скрывает огромный потенциал, который ещё только предстоит раскрыть. С запуском таких авто и ситуация на дорогах может стать безопаснее. К слову, общая сумма штрафов для водителей крупногабаритных транспортных средств в Петербурге и Ленинградской области, по данным МВД, в 2020 году превысила 55 млн рублей.
Выезд на встречку, несоблюдение дистанции и очерёдности проезда — в топе самых популярных нарушений. Если бы фурами управлял искусственный интеллект, число подобных происшествий, уверены эксперты, сократилось бы кратно.