Фото: Сергей Коньков
Фото: Сергей Коньков

Зоны здесь тихие: Смольный не торопится вводить новые платные парковки

10093
Дарья Кильцова
5 февраля 2021, 07:21

Смольный наконец собрался расширять зону платной парковки на весь Центральный район. Но неспешно: ввести её в эксплуатацию хотят только в 2022 году, притом что нынешняя зона полноценно работает уже год, а проект масштабирования давно готов. По плану задействуют все не охваченные пилотным проектом улицы района, где разместят 13–14 тыс. парковочных мест дополнительно к имеющимся почти 3 тыс.

В текущем месяце ГКУ "Городской центр управления парковками", с февраля подведомственное комитету по транспорту, планирует объявить конкурс по 44–ФЗ для выбора подрядчика, который подготовит проект организации платной парковки в границах всего района.

"Сейчас добавляются последние штрихи в техническое задание. Заложено на эту работу порядка 30 млн рублей. С проектировщиками мы обсуждали возможности технических решений. Объём работ оценивали не менее пяти компаний, на основании чего рассчитывалась НМЦК", — сообщил "ДП" и.о. директора ГЦУП Дмитрий Ваньчков.

Он отметил, что стоимость обустройства новых мест платной парковки станет известна только после проектирования, но она вряд ли будет превышать 1 млрд рублей. Ещё в 2019 году в ГЦУП рассказывали "ДП", что для расширения зоны всё готово: "Всё давно отпроектировано, придётся вносить незначительные корректировки, но это быстро. Ожидаем, что в бюджете 2020 года будет предусмотрено достаточно средств для этих целей". Однако, по словам Ваньчкова, с 2015 года, когда был заказан проект, концепция развития городского пассажирского общественного транспорта, как и зоны платной парковки, претерпела определённые изменения, поэтому "на 80% это будет новый проект".

"Мы воспользуемся наработками, которые принципиально не изменились, в этой части старый проект будем использовать. Он не пропадёт", — заявил руководитель ГЦУП.

Небыстрые решения

В марте прошлого года Смольный получил наконец возможность штрафовать нарушителей в существующей зоне платной парковки, созданной еще в 2015 году. Сразу после этого чиновники планировали её расширять, но, по словам Дмитрия Ваньчкова, "быстрые решения очень часто приводят к неправильным последствиям".

"Фактически платная парковка начала работать с 12 марта 2020 года. Год — это тот нормальный срок, когда можно посмотреть, как работает любой пилотный проект в мегаполисе. Мы поняли, например, что паркоматами пользуются только 20% автовладельцев, хотя сперва их было 60%. В старом проекте было предусмотрено достаточно много паркоматов, а каждый стоит как минимум 500 тыс. рублей", — прокомментировал Ваньчков.

Часть паркоматов и вовсе могут, по предложению ряда банков, заменить банкоматами. Функция оплаты парковки может появиться и в мобильных банковских приложениях.

Неспешность в расширении зоны платной парковки власти объясняют и готовящейся транспортной реформой. "Какой смысл создавать парковочное пространство заранее там, где завтра будет остановка или выделенка? Мы сейчас выстраиваем транспортную стратегию, уже начали вместе с ДОДД (Дирекция по организации дорожного движения. — Ред.) рассматривать вопрос синхронизации работы, чтобы в будущем не получилось так, что они обустроили улицу с двусторонним движением, а нам потом пришлось менять знаки и разметку", — говорит Ваньчков. Кроме того, необходимы согласования всех заинтересованных ведомств.

Как затягивание

По словам транспортного инженера и автора телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Ивана Вергазова, проект и правда согласовывается долго, непосредственно на его подготовку на такую площадь (порядка 20 км улиц, что весьма много) нужно 2–3 месяца. Урбанист и специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко считает, что 2022 год для расширения зоны платной парковки в центре города — срок довольно большой. "Выглядит как затягивание процесса, особенно с учётом пилота в несколько лет. Сейчас в стране накоплен огромный опыт таких проектов, и разработка ТЗ не проблема", — считает эксперт.

Хоть и может показаться, что платная парковка — это просто дорожная разметка и знаки, всё намного сложнее. "Это задание, бюджет, проект, согласования, экспертиза, рабочая документация, оборудование. То, что подготовительные работы они не сделали загодя, — да, вопрос. Но так уж у нас чиновники работают, только по факту, — говорит Вергазов. — Всё рисуется с чёткими размерами, должны быть учтены все въезды во дворы, сделана переразметка всей улицы. Иногда нужно менять режимы работы светофоров. В идеале, конечно, ещё и островки безопасности и прочую локальную реконструкцию надо делать для успокоения движения, но это вряд ли, это не наш метод. Вопрос и в маршрутной сети общественного транспорта — её тоже надо менять".

Сознательные хотят

Как зона платной парковки будет расширяться после Центрального района, чиновники пока не знают. "Можно прирастать улицами, кварталами к имеющейся зоне. Мы отпроектируем Центральный район, посчитаем примерную стоимость, сведём наш план с текущей дорожной деятельностью, в том числе с работой ДОДД. Это будет финансовая модель, которую можно будет тиражировать в том или ином виде", — заявил "ДП" Дмитрий Ваньчков.

Распространять её можно, например, на Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский районы, но по ним никаких сроков нет. "Очевидно, что платная парковка там появится. Сознательные петербуржцы не только готовы к расширению зоны платной парковки, они этого хотят", — отметил чиновник.

Ранее "ДП" писал, что расширение зоны платной парковки возможно за счёт концессионеров, таких как ВТБ, Сбербанк, "Ростелеком", "Мегафон", "МВС Груп".

По словам источников, уже есть готовые проработанные предложения по концессии. Но в комитете по инвестициям заявили, что "инвестиционные проекты создания платных парковок на основе механизма ГЧП на данный момент не ведутся".

"Сразу всё и нормально организовать не получится, да и вызовет слишком массовое “праведное” возмущение, — говорит Вергазов про расширение зоны на ещё три центральных района. — И не нужно забывать, что в идеале введение платной парковки должно сопровождаться изменением маршрутов наземного транспорта, усилением его движения. Но у нас это всё совершенно разные, несинхронизированные, а порой и просто противоречивые программы".