Январь оказался небогат на дорогие госконтракты в Петербурге и Ленобласти

Автор фото: Тихонов Михаил
Число заключаемых в начале года крупных контрактов (которые можно пересчитать по пальцам) лишь подтверждает правило: большинство заказчиков стремится провести закупки и подписать важные договоры до конца уходящего года.
Так, в январе 2019 года, сразу после праздников, петербургская "Дирекция транспортного строительства" оформила контрактом на 1,06 млрд отношения с подрядчиком для строительства продолжения проспекта Ветеранов. Несколько договоров на общую сумму 2,4 млрд рублей подписал "Водоканал Санкт–Петербурга" (для реконструкции водопроводных и канализационных сетей).
В самом начале 2020–го за 501 млн рублей городской комитет по информатизации и связи закупил у единственного источника "услуги связи с использованием инфраструктуры Единой мультисервисной телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт–Петербурга". А Фонд капстроительства и реконструкции за 313 млн подписал контракт на завершение строительства поликлиники для взрослых.
И это всё, в остальном бурный декабрь всегда сменялся затишьем. Но даже в этот вроде бы спокойный период конкуренция не утихает — пусть на кону только десятки миллионов бюджетных рублей.

Ценная бакалея

Самым дорогостоящим из заключённых в начале 2021 года года контрактов стал договор на содержание автомобильных дорог А–122 и А–114 (заказчик — ФКУ "Упрдор “Северо–Запад”"). Подряд выиграло ООО, имеющее опыт сотрудничества с этим ФКУ, — "Автомобильные дороги Пскова", предложившее выполнить работы за 258,3 млн рублей. Второй номер — ООО "Строительная компания “Балтийский берег”", тоже получавшее заказы от дорожников, предложило такую же цену. Других желающих не было, жалоб не поступало.
Ещё один подряд, у которого в январе должен был появиться исполнитель, — поставка продуктов питания для детских садов Петербурга. Начальная цена — 186,5 млн рублей. В январе заказчик планировал подвести итоги конкурса, но определение поставщика пришлось приостановить после жалобы ООО "Альдзена". Компания указала УФАС на необоснованное ограничение числа участников конкурса путём укрупнения закупки. Антимонопольный орган согласился с доводами и предписал заказчику аннулировать закупку.
Укрупнение привело к увеличению стоимости лота — до 37 млн рублей. По словам директора юркомпании "Вертикаль права" Антона Власова, такие действия устанавливают дополнительные барьеры для узкоспециализированных предприятий, в то же время в практике оспаривания вердиктов антимонопольного органа можно видеть разнообразие принимаемых решений по этому поводу.
"Вполне вероятно, что при судебном оспаривании может быть представлена позиция заказчика, в соответствии с которой имеется технологическая и функциональная связь между 71 образовательным учреждением для осуществления закупки молочной и бакалейной продукции", — рассуждает юрист.

Регионы интересуются

В январе были подведены итоги закупки на текущий ремонт дорог, а также части трамвайных путей в Петербурге. На этот раз подряды распределили между двумя игроками вместо трёх–четырёх, как раньше. Также город поделили на меньшее количество районов — два вместо четырёх. ВАД займётся ремонтом дорог на севере, а "Орион плюс" — на юге. Обе компании оказались единственными участниками конкурсов, официальные итоги которых пока не подведены. Стоимость каждого лота составляет почти 3 млрд рублей.
В отличие от Петербурга, в Ленобласти с определением подрядчиков для дорожных работ возникли сложности. ГКУ "Ленавтодор" отменило шесть закупок на нанесение дорожной разметки, максимальная стоимость всех контрактов составляла 1,5 млрд рублей. Причём аннулирование произошло в тот же день (30 декабря), когда в областное УФАС поступили жалобы по всем шести закупкам от компании из Тверской области (ООО "Вектор"), признанные в итоге необоснованными.
"По закону о закупках заказчик имеет право только установить список используемых материалов и расходников. А по тем товарам, что всё–таки считаются поставляемыми, от потенциальных участников требовалось предоставить характеристики, которые невозможно узнать, не проведя испытания конкретных партий", — говорится в жалобе компании. Общий объём заключённых с ней госконтрактов в 2020 году — 4 млн рублей (в том числе на поставку комплекса для разогрева термопластика для екатеринбургского МБУ "Центр организации движения").
По оценке руководителя отдела правового консультирования группы "ТИМ" Ильи Трофимова, "требования заказчика, которые оспаривает ООО “Вектор”, являются законными".

Под ёлочку

Самым крупным госконтрактом, заключённым накануне Нового года (30 декабря), и одним из крупнейших в 2020–м стал подряд на завершение реконструкции и реставрации петербургской Консерватории. Соглашение на 13,6 млрд рублей ФГКУ "Северо–Западная дирекция по строительству объектов культуры" Минстроя подписало с московским АО "Политехстрой".
Следующий по величине контракт "под ёлочку" — почти на 5,5 млрд — городской Фонд капстроительства заключил с ООО "Балтинвестстрой" (возведение центра хирургии врождённых пороков развития). Второе место заняло ООО "Тоннельгеострой", предложив выполнить работы за ту же сумму.
Участились споры по вопросам применения национального режима. Ситуация существенно изменилась в 2020–м с принятием постановлений правительства РФ №616 и №617. Заказчики стали всё чаще уклоняться от их применения, избирая иные коды ОКПД. Не утихают споры и по поводу содержания банковских гарантий. Поставщики до сих пор — хотя конфликты длятся уже много лет — оказываются между двух огней: заказчики уделяют порой чрезмерное внимание формулировкам, а банки нередко не соглашаются на корректировку гарантии, формируя её и вовсе с незаконными условиями. Учитывая строгие требования 44–ФЗ, странно, что до сих пор отсутствует единая, законодательно закреплённая типовая форма. Из изменений в 44–ФЗ, который правительство в январе внесло в Думу, следует особо выделить универсальную предквалификацию. Изначально обсуждаемое разделение опыта в зависимости от предмета закупки не было реализовано. Набрав его через множество поставок, вполне можно участвовать в дорогостоящей закупке вне своего профиля.
Анастасия Яремчук
Руководитель антимонопольной практики Rights Business Standard
Не было бы государственного оборонного заказа, многим петербургским промпредприятиям пришлось бы совсем тяжело. Конечно, мы за перевод закупок в электронный вид, за упрощение системы документооборота, поддерживаем снижение количества видов с 11 процедур до трёх. Законодательство, которое регулирует госзаказ, требует большой доработки. На Западе тоже на конкурсной основе всё происходит, но хотя бы не надо предоставлять кучу документов. И второй важный момент: срок контрактов. Нам было бы гораздо лучше, если бы они заключались сразу на 5–7 лет, чтобы окупить инвестиции, и была бы возможность выступать в качестве единого поставщика. Городской заказ не работает на нашу промышленность. Завод "Авангард" — хорошее предприятие, специализируется на электронике. Они в рамках "Умного города" пытались сотрудничать, но всё как–то не получается. Или завод им. Карла Либкнехта — пытались, но не сложилось взять кредит в ВЭБ.РФ на запорную арматуру для "Водоканала". А городской бюджет на 48,8% наполняют промпредприятия, малый бизнес — всего на 1,5%.
Валерий Радченко
президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт–Петербурга