Забуксовали на старте: операторы техосмотра в Петербурге ждут повышения тарифов

Автор фото: Коньков Сергей

Текущие цены не покрывают их затрат.

С 1 марта этого года в России вступают в силу новые правила прохождения технического осмотра транспортных средств. Более жёсткие их условия выработаны, чтобы вывести из тени нелегальных игроков рынка и снизить число аварий на дорогах, произошедших из–за неисправностей машин. Приступить к реформе планировалось в 2020 году, однако её пришлось отложить из–за пандемии коронавируса.
Впрочем, за несколько недель до старта выяснилось, что аккредитованных операторов техосмотра слишком мало и их может не хватить для удовлетворения спроса. Сами участники рынка, с трудом пережившие прошлый год, считают, что, если не повышать тарифы на их услуги, количество легальных операторов расти не будет.
По новым правилам для оформления диагностических карт теперь будут делать фотографии автомобиля до и после обследования, причём снимки должны иметь геолокационные метки, "привязанные" к адресу этого пункта техосмотра. Изображения с GPS–координатами, а также с точным временем начала и завершения осмотра автомобиля будут загружать в базу ЕАИСТО, разработанную МВД России (на основе данных этой системы впоследствии оформляют электронный страховой полис). Эксперт–техник будет также визировать данные электронной подписью, а не через авторизацию в аккаунте системы.
Кроме того, перед началом диагностики будут сверять идентификационный номер с тем, что указан в паспорте транспортного средства. Аккредитацией операторов занимается Российский союз автостраховщиков (РСА). К периодическим проверкам намерены привлечь и полицейских.

Вывести из тени

Страховщики положительно оценивают нововведения. Во–первых, они могут проверить, аккредитован ли оператор технического обслуживания, выдавший диагностическую карту. "Насколько “настоящим” было его прохождение, мы, к сожалению, понять не можем. Но нововведения повысят доверие к достоверности прохождения техосмотра. Однако всегда остаётся человеческий фактор, который может оказать на это влияние. Тем не менее это важный и нужный шаг", — сообщили "ДП" в пресс–службе "Совкомбанк Страхования".
Сейчас в реестр РСА включено 5,6 тыс. операторов технического осмотра. Из них в Санкт–Петербурге аккредитованы 223, следует из данных на сайте союза. Это немного для города, где автопарк оценивается примерно в 1,7 млн легковых автомобилей. Дело в том, что далеко не все автовладельцы обращаются к операторам, предпочитая немного переплатить и купить диагностическую карту в интернете, никуда не приезжая, говорят представители отрасли. Таким образом, значительная часть рынка техосмотра пока находится в тени.
О проблемах рынка его участники предпочитают говорить анонимно. "Если у меня через точку в день проходит четыре машины, а у “коллеги” по соседству — несколько десятков, наверное, это говорит о не совсем честной истории", — полагает один из собеседников газеты.
Часть "белого" рынка техосмотра традиционно занимают официальные автодилеры, которые проводят техосмотр в собственных центрах. Они рассматривают его скорее как дополнительную услугу. "Это в большей степени для удобства наших клиентов. Стараемся все проблемы решать в одном месте", — рассказали "ДП" в пресс–службе компании "Рольф".
Те же, кто считает техосмотр основным видом бизнеса, высказывают недовольство условиями работы. В частности, тем, что сейчас от прохождения ТО полностью освобождены новые легковые автомобили (на 4 года). Машины в возрасте 4–10 лет получают диагностическую карту на 2 года. А вот ежегодно техосмотр нужно проходить автомобилям в возрасте старше 10 лет.
Владельцам "пожилых" автомобилей приходится часто отказывать в выдаче диагностической карты, говорит один из участников рынка. "Закроешь глаза на какие–то недостатки и выдашь — тебя потом могут привлечь. А сектор, где можно хорошо заработать на потоке (ведь новые машины почти не нуждаются в ремонте), у нас забрали", — отмечает собеседник газеты.
По данным агентства "Автостат", средний возраст автомобиля в России сегодня приближается к 14 годам. Значительную часть — около 35% — составляют автомобили старше 15 лет. В Петербурге транспорт в среднем помоложе, но тенденция к "старению" та же. И она будет усиливаться из–за дисбаланса между реальными доходами россиян и ростом цен на новые легковые автомобили.

Тарифы замерли

По мнению другого источника "ДП", текущие тарифы не покрывают затрат операторов на соответствие требованиям РСА. "Подорожание неизбежно", — полагает он. Стоимость предельного размера платы устанавливается отдельно в каждом регионе. В Санкт–Петербурге она утверждена постановлением Смольного ещё в 2011 году и на данный момент для легкового автомобиля составляет 881 рубль (в Ленинградской области — 940 рублей с 2012–го). По оценке одного из собеседников газеты, себестоимость диагностики одного автомобиля по новому регламенту составит не менее 1200 рублей.
В начале 2021 года в РСА высказали опасение, что в марте может возникнуть дефицит операторов техосмотра. Как рассказал журналистам заместитель исполнительного директора РСАСергей Ефремов, союз провёл анкетирование аккредитованных операторов. Их спрашивали о готовности работать по новым правилам, а также о соответствии новым требованиям. Ответы прислали только 2,5 тыс. операторов. Планируют ли остальные компании продолжать работу, неизвестно. В свою очередь, Минэкономразвития попросило РСА предоставить данные о количестве автомобилей, которые должны пройти техосмотр в течение 3 лет, в том числе с разбивкой по категориям и по регионам.
В пресс–службе РСА не ответили на запрос "ДП" о ситуации на петербургском рынке. В теории, если большая часть автовладельцев, покупавших раньше ТО за 3 минуты по интернету, поедет на реальные осмотры, может наступить коллапс, согласен один из петербургских операторов. "Не думаю, что мы готовы к такой загрузке", — говорит он.

Не отменить ли закон?

На фоне этих заявлений эксперты и страховщики снова начали обсуждать идею о том, чтобы "отвязать" диагностическую карту от полиса ОСАГО на срок от 6 месяцев до года. Ведь из–за недостатка пунктов техосмотра в дефиците могут оказаться и диагностические карты. А без них нельзя оформить полис "автогражданки" (без полиса же управление автомобилем запрещено).
Некоторые из опрошенных "ДП" предпринимателей сообщили, что вообще не рассматривают техосмотр как основной источник заработка. После локдауна, введённого весной 2020 года, уже было решено "отвязывать" диагностические карты от полисов автострахования на несколько месяцев. Разрешалось приобрести полис без неё и пройти техосмотр потом, в течение 30 дней. И некоторые просто "забывали" это сделать.
"В таких условиях ни о каком потоке клиентов говорить не приходилось. А ведь многие брали кредиты, чтобы “продержаться” с нерабочей весны до лета", — говорит источник "ДП". По его мнению, частным СТО сейчас реальнее заработать на ремонте стареющего автопарка города. "Чинить машины люди будут всегда. И это с точки зрения доходности однозначно интереснее, чем рассчитывать на бизнес, на который ты никак повлиять не можешь", — полагает собеседник газеты.
На днях лидер "Справедливой России"Сергей Миронов сообщил в своём telegram–канале, что намерен разработать проект закона об отмене техосмотра для легковых автомобилей физлиц, за исключением такси и служебного транспорта. По его мнению, готовая к запуску реформа "не имеет никакого отношения к безопасности дорожного движения и никому не нужна, кроме узкого круга выгодоприобретателей". По оценке политика, сегодня 80% диагностических карт покупается без реального осмотра. "Поэтому реформа ничего не изменит, кроме того что стоимость техосмотра и расходы автомобилистов вырастут", — полагает Миронов.