Знакомые всё юрлица: сколько стоит непубличный бизнес Петербурга

Автор фото: media.gazprom-neft.ru

Журналисты "ДП" посчитали, сколько могли бы стоить крупнейшие непубличные компании Петербурга, если бы их оценил рынок.

Петербург — богатый город, но в экономике масштаб имеет значение: важно понимать, кто именно определяет это богатство. Подробное исследование на эту тему проводила компания McKinsey, выяснившая, что треть всех крупных бизнесов работает в 20 крупнейших городах, генерируя до 40% совокупной выручки.
Разгадка феномена проста: размер имеет значение. Большая компания притягивает специалистов, подрядчиков, партнёров, пока однажды они все не формируют целый кластер.
"Большая корпорация" в методологии McKinsey — это любая компания с выручкой свыше $1 млрд. В начале декабря "ДП" уже анализировал выборку из СПАРК по этому показателю, и тогда мы пришли к неутешительному выводу: гигантов в городе мало, а из тех, что есть, половина — "дочки" "Газпрома".
Это, кстати, отлично подсвечивает всю мудрость решения о переезде в Петербург. Без этого город рисковал превратиться в экономическое захолустье.
Теперь "ДП" продолжает эту работу. Мы решили посмотреть, сколько стоят крупнейшие городские бизнесы. В конце концов, не всегда значение имеет именно выручка. Популярны также оценки по балансу, по прибыли, по уровню долга… Для российского фондового рынка коэффициенты известны: например, в октябре 2020 года средняя российская публичная компания стоила 11 своих прибылей и 70% своей годовой выручки.
А поскольку финансовые показатели крупнейших петербургских непубличных компаний известны и находятся в открытом доступе в системе "СПАРК", можно прикинуть и их гипотетическую стоимость (с учётом коэффициентов отрасли, если это возможно).
Получилась любопытная картина. Во–первых, опять везде "Газпром". Его "дочки" вполне могли бы занять большую часть рейтинга. Чтобы избежать путаницы, мы оставили только ПАО "Газпром нефть". ПАО "Газпром" ждём на берегах Невы позже, пока что компания остаётся зарегистрированной на улице Намёткина в Москве.
Второе место — у банка ВТБ, тут тоже нечего обсуждать. Хотя хорошо, что московский офис чаще стал вспоминать о своём адресе регистрации. Того же пожелаем и выходцу из администрации Матвиенко, руководителю ПАО "Ростелеком" Михаилу Осеевскому — бизнес, которым он управляет из столицы, в экономике города занимает 6–ю строку.
Ещё наблюдение: оказывается, значительная часть богатства города — его коммунальное хозяйство. Если бы кому–то пришло в голову приватизировать часть "Водоканала" (13–е место в нашем рейтинге), бюджет пополнился бы на солидную сумму. Огромных денег стоит и "Западный скоростной диаметр", в котором регулярно случаются допэмиссии с закрытой подпиской. И выкупают эти акции всё дороже и дороже.
Показательно много в рейтинге "новых" промышленников, появившихся в нулевые годы практически в чистом поле, без использования советских мощностей. Чаще всего за ними стоят западные бренды, что напоминает нам о том, как важна мировая кооперация. Мы хоть и пережили санкции, но развиваться без иностранного капитала сложно. Сил квазигосударственного сектора (хотя таких компаний в рейтинге гораздо больше, чем иностранных) явно не хватает.
Понятно, что стоимости, которые получаются методом экстраполяции, будут весьма условны. Да и рынок нередко иррационален: бывает, что он готов дорого купить убыточные компании, а прибыльные может оценить дёшево. Но взглянуть на такую таблицу по меньшей мере любопытно. Пока это могут делать только журналисты "ДП" — они заканчивают сверять и анализировать цифры, дописывают материалы.
Читатель сможет увидеть финальные таблицы в первом выпуске журнала "ДП Рейтинг", который будет опубликован 26 февраля.