Комфорт за пределами: локдаун изменил запросы покупателей жилья

Автор фото: Сергей Ермохин

Пандемия продемонстрировала преимущества жилых комплексов, обладающих собственной инфраструктурой. Девелоперам придётся подстраиваться под современные запросы покупателей.

Локдаун скорректировал запросы покупателей жилья. Они касаются планировок квартир, благоустройства прилегающей к домам территории, инфраструктурного наполнения жилого комплекса. Кроме того, покупатели стали уделять больше внимания комфорту за его пределами. Речь о дорогах, магазинах, парках, детских садах, школах, поликлиниках, спортивных клубах.

Вплоть до кинозала

"Услуги, которые люди привыкли получать извне, понадобились дома. Появилась необходимость организации в квартире рабочего места, стали востребованы зоны для досуга. Территория для прогулок внутри ЖК или балкон становятся обязательными атрибутами комфорта", — говорит Алексей Тюлькин, директор по продажам "Альфа Фаберже".
Для организации рабочего места возможны два варианта — коворкинг в составе проекта либо работа в квартире. Владимир Шабанов, вице–президент "ЮИТ, Жилищное строительство, Россия, Санкт–Петербург", отмечает: покупатели рассматривают теперь квартиры с большим количеством комнат или большей площади, чтобы была возможность организовать место для работы на удалёнке.
Повышенным спросом пользуются коворкинги, небольшие бизнес–залы для проведения деловых встреч и онлайн–звонков.
"Пандемия и связанная с этим необходимость работать на удалёнке показали, что в наших квартирах не хватает приватного пространства и удобных гостевых зон. Один из возможных выходов — создание в новых жилых комплексах общественных пространств различного назначения, которые будут доступны жителям конкретного ЖК", — говорит Марина Агеева, директор по маркетингу ГК "Красная стрела".
Функционал таких пространств зависит от целевой аудитории покупателей — от мини–коворкинга до небольшого кинозала. Продуманные планировки также всё больше выходят на первый план. Покупатели интересуются наличием балконов, террас, кладовых. Также есть запросы на закрытые дворы, большое количество зелени.
"Двор–сквер с большим количеством зелени, ландшафтным дизайном и европейским игровым оборудованием — это просто подарок в пандемию", — говорит Михаил Гущин, директор по маркетингу группы RBI.
Растёт интерес и к системам умного дома. А вот от централизованной системы кондиционирования и вентиляции, наоборот, клиенты чаще отказываются. "Это мировая тенденция. В новых проектах, особенно за рубежом, уже начинают закладывать не общую, а индивидуальную систему, чтобы обезопасить себя от возможного заражения через воздух", — поясняет Михаил Гущин.

Арендаторы не сдаются

Обычно под инфраструктуру застройщики отводят около 10% площадей ЖК — для продажи или сдачи в аренду. ЮИТ, к примеру, продаёт коммерческие площади — функционал формируют собственники. Тем не менее, как говорит Владимир Шабанов, сложившийся состав владельцев помещений за 2020 год существенно не изменился.
Компания "Строительный трест", напротив, сдаёт помещения. С приходом локдауна девелопер снизил ставку. Это позволило сохранить состав арендаторов. После снятия ограничений выплаты возобновились в прежнем объёме.
"Коммерческие помещения на первых этажах оказались более стрессоустойчивы к обстоятельствам. Продуктовые магазины, аптеки, пиццерии навынос пользовались повышенным спросом, в отличие от торговых точек в развлекательных центрах", — отмечает Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина".

Ближние горизонты

По словам Алексея Тюлькина, прогрессивные девелоперы на новые требования уже отреагировали. В массовом сегменте заявлено о ряде проектов, в которых предусмотрены коворкинги. Девелоперы элитного сегмента пошли ещё дальше — в их проектах планируются зимние сады, кафе для жителей, комнаты отдыха и т. д.
"Красная стрела" рассматривает возможность реализации общественных пространств в новых проектах. О создании большого количества общественных помещений, коворкингов в ЖК задумалась и группа RBI. "Балтийская жемчужина" уже предусмотрела общественные пространства в новых жилых кварталах Lotos Club и Riviera Club.
Тенденция, ставшая особенно актуальной в 2020 году, связана с развитием онлайн–торговли и доставкой товаров на дом. Речь о специальных помещениях, или "тамбурах", где можно оставить посылку, рассказывает Михаил Гущин. По его словам, компания изучает возможность внедрения этой новации.
Не все девелоперы видят необходимость вводить дополнительные опции, если в квартирографии есть функциональные планировки и достаточные площади. "Организовать досуг не покидая дом можно при наличии собственной террасы", — утверждает Сергей Степанов, директор по продажам "Строительного треста".
Тем более что новые опции влекут дополнительные расходы. "В сегменте элитной жилой недвижимости цена квадратного метра с появлением набора антипандемических и других фишек вырастает примерно на 10–15%", — подсчитал Алексей Тюлькин.
Цены на жильё и без того значительно выросли в течение прошлого года. "Но если спрос есть, это оправданно", — полагает Владимир Шабанов.
По словам Аси Левневой, строительство коммерческих помещений окупается достаточно быстро, а возведение социальных объектов — капиталоёмкий процесс, но без этого не создать микрорайон повышенного комфорта.
"Учитывая, что цикл реализации жилого проекта составляет 2–2,5 года, можно сделать вывод: пандемия уже задала новый тренд на рынке жилья, последствия которого мы будем наблюдать в ближайшие несколько лет", — резюмирует Алексей Тюлькин.