Без парусов: переезд "ОСК" в Петербург остановили пандемия и кадры

Автор фото: Сергей Ермохин

Пандемия повлияла на сроки переезда в Петербург штаб–квартиры Объединённой судостроительной корпорации. В ОСК остались не удовлетворены недвижимостью, которую ей предложили под офисы. Следующим этапом может стать недовольство рынком местных кадров, предполагают хедхантеры. В компании намерены всё же завершить переезд к началу мая. Но пока перебрались несколько десятков человек.

ОСК, как известно, "прописана" в Петербурге с момента создания в 2007 году, но штаб–квартира функционировала в Москве. В 2019–м Владимир Путин поручил перевести её в Северную столицу. Это предполагалось сделать к середине 2020 года, но, когда подошёл срок, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко сказал, что "пандемия несколько смешала дорожные карты по графику перемещения". Но подчеркнул, что "решения верховного главнокомандующего не обсуждаются, а выполняются".
Сейчас в Санкт–Петербурге уже работают сотрудники нескольких департаментов ОСК — информационных технологий, капитального строительства, производственных систем, маркетинговой службы. Эти подразделения расположились в бизнес–центре "Сенатор" на 17–й линии Васильевского острова. Всего это около 50 человек. Все они не петербуржцы, а переехавшие столичные специалисты, сообщили "ДП" в департаменте информационной политики и корпоративных коммуникаций ОСК.
Подготовка помещений в переулке Антоненко, где разместится руководство ОСК, ещё не завершена.
"Если пандемия и связанные с ней ограничения не внесут новых корректив, то переезд должен завершиться, как и планировалось, весной. Инфраструктура в Петербурге готова к осуществлению следующего этапа переезда работников ОСК", — добавили в департаменте.
Других подробностей там не рассказали.
Помимо пандемии ОСК столкнулась с неожиданной проблемой. "Оказалось, что в Петербурге, несмотря на вроде бы обилие предложений, дефицит офисного фонда для 300 человек, — сказал гендиректор ОСК Алексей Рахманов на днях в интервью Интерфаксу. — Прежде же, чем людям куда–то ехать, нужно обеспечить им рабочие места. А мы пришли к одному известному арендодателю, а в его помещениях температура 9 градусов. Мы стараемся, чтобы люди эту пандемию прошли здоровыми, а тут — здравствуйте".
В Москве ОСК сейчас занимает площади в бизнес–центре "Легион II" на Большой Татарской ул. Корпорация планирует к маю освободить его и для оставшихся сотрудников снять офис поменьше. Топ–менеджмент ОСК в Петербурге разместится в здании площадью 3,3 тыс. м2 в пер. Антоненко, 4. Ранее в нём работал городской комитет по энергетике и Контрольно–счётная палата, которые переехали в бизнес–центр "Невская ратуша".
Здание у Мариинского дворца ОСК получила без торгов (с одобрения ФАС). Договор аренды на 10 лет подписан в декабре 2019–го. Ставка, по данным Смольного, составляет 30,1 млн рублей в год.
Для сотрудников среднего звена ОСК около года назад арендовала 7 тыс. м2 в бизнес–центре "Сенатор" на 17–й линии В.О. (принадлежит Андрею Фоменко, № 16 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020). По данным "ДП", ставка по договору составила около 1500 рублей за 1 м2.
"Общие затраты компании на аренду офиса могут достигать 140 млн рублей в год", — говорит замдиректора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Colliers International Виктория Горячева. Таким образом, за аренду двух офисов плата составит около 170 млн рублей в год. ОСК также рассматривала здание на Вознесенском пр., 16, однако отказалась от него из–за высокой стоимости реконструкции.

Кадровый вопрос

В Москве останутся около 120 человек, связанных с экспортом, выставками и GR. В Петербурге будут работать около 300 сотрудников, сообщал ранее Алексей Рахманов.
Одновременно Георгий Полтавченко усиливает команду "своими" людьми. В 2020 году вице–президентом по гражданскому судостроению корпорации назначен Давид Адамия, ранее возглавлявший аппарат губернатора Петербурга.
В ОСК на должность советника председателя совета директоров перешёл работать бывший пресс–секретарь Георгия Полтавченко Андрей Кибитов. В 2019–м советником президента ОСК по вопросам Дальнего Востока стала экс–глава комитета по инвестициям Петербурга Ирина Бабюк. В январе 2021–го она возглавила департамент ОСК по имущественному блоку. Не исключено, что усиление команды продолжится.
"Предполагаю, что в первую очередь ОСК перевезёт в Петербург всех ключевых руководителей. Думаю, что около 35% персонала из Москвы переедет в Петербург. Остальных будут однозначно искать на местном рынке. Хотя кадров не так много, поскольку у ОСК своя специфика. Наш рынок более консервативный, не такой быстрый и динамичный, как в Москве", — полагает управляющий партнёр "Консорт Петербург"Юрий Михайлов.
Всего в 2020 году крупные судостроительные заводы Петербурга, входящие в ОСК, опубликовали почти тысячу вакансий, говорит руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова. Правда, чаще всего судостроители ищут рабочие руки.

Упрощение контроля

Из 45 "дочек" ОСК 16 расположены в Петербурге и Ленобласти. Переезд штаб–квартиры упрощает контроль за их функционированием, а в случае непредвиденных обстоятельств позволяет более оперативно принимать решения, говорит адвокат, юрист корпоративной и арбитражной практики "Качкин и партнёры" Антон Лалак. По его мнению, основной минус переезда помимо затрат на него — время, необходимое для организации работы прибывающих из Москвы сотрудников.
Ещё одна проблема, с которой может столкнуться корпорация, — необходимость защиты данных, составляющих гостайну, полагает управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to BusinessСветлана Гузь.
"Вспоминается, как тяжело перебазировался в наш город Конституционный суд", — говорит исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палатыИгорь Муравьёв. По его словам, Петербург и Москва — разные города по менталитету. "Но исторически большинство конструкторских бюро и судостроительных мощностей находились в Ленинграде.
Кроме того, сейчас развивается освоение Арктики. Производство ледоколов, в том числе атомных, и энергетических атомных станций пока ведётся только в Петербурге. Здесь же находятся ведущие профильные вузы и НИИ. "Наши исторические преимущества могут быть использованы в лучшем виде. И это важнее, чем удобство людей работать в центре столицы", — уверен он.