Холод и голод: петербуржцы плотно подсели на доставку

Автор фото: vostock-photo

Опрошенные "Деловым Петербургом" сервисы по доставке еды сообщают, что морозная и снежная зима значительно подстегнула спрос на доставку на дом. В среднем количество заказов выросло на 15–20%.

Участники рынка уверены, что высокий спрос будет сохраняться ещё какое-то время или незначительно спадёт весной, когда потеплеет. Зимой чаще всего заказывали сезонные товары: мандарины и хурму. А вот из непродуктовых позиций из супермаркетов заказывали пледы, лопаты и антифризы. Подробнее — в материале "ДП".

Теплолюбивые клиенты

Компания igooods, которая собирает заказы из товаров гипермаркетов, доставила зимой 250 тыс. заказов в Петербурге на сумму 1,1 млрд рублей, что в 1,4 раза больше, чем было годом ранее. Общая сумма прибыли увеличилась в 1,5 раза. Средний чек увеличивался в среднем на 20–25% за зиму и составил 4,3 тыс. рублей. В igooods утверждают, что на это повлияла холодная и снежная зима, а не карантин и ограничения из-за COVID-19.
"Зимой 2020/21 года мы видели рост заказов по сравнению с обычным временем. Это вызвано скорее не эпидемиологической ситуацией в стране, а морозной погодой. Когда за окном было –20, а дороги заметало снегом, количество заказов увеличивалось в Петербурге на 15–20%. Людям было сложно выйти из дома, были моменты, когда на дорогах из-за снежных заторов возникали длительные пробки. Наши курьеры доставляли заказы, несмотря на сложные погодные и транспортные условия. Эта ситуация продолжалась несколько самых холодных дней, потом спрос вернулся к нормальным значениям. Сейчас мы доставляем более 2,5 тыс. заказов в день и прогнозируем, что весной люди продолжат заказывать продукты и спрос не будет снижаться", — прокомментировал управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods Григорий Кунис.
В целом самыми популярными товарами этой зимы стали лопаты (количество заказов выросло в 50 раз по сравнению с прошлым сезоном), антифризы (рост 2,7 раза), пледы (в 1,6 раз), щетки и скребки (в 8 раз), размораживатели (в 9 раз), а также обогреватели и перчатки.
В Яндекс.Еде "ДП" тоже сообщили, что резкий взлёт числа заказов в обоих сервисах (Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда) чаще всего связан с погодными факторами — дождями или снегопадами, а также праздниками: "В это время люди стараются чаще оставаться дома, а спрос на доставку становится выше. Зимой 2020/2021 года пиковое количество заказов пришлось на предновогодний период, февральские снегопады и в День святого Валентина. В этот период заказы выросли в среднем на 10–15%".

Зеркало рынка

У петербургского сервиса "Самокат" спрос на доставку зимой вырос на 22% по сравнению с осенью 2020 года. Также средний чек этой зимой вырос на 20%.
"Помимо таких традиционно популярных продуктов в Самокате как хлеб, яйца и молоко, в январе вырос спрос на сезонные мандарины и хурму: они вошли в десятку самых популярных товаров. Однако уже к февралю предпочтения петербуржцев изменились, и самым продаваемым фруктом вновь стал банан. Также зимой мы заметили высокий спрос на мороженое: этот продукт вошел в топ-20 самых популярных товаров", — рассказал Игорь Рожков, директор по маркетингу "Самоката".
В компании считают, что спрос на продукты продолжит расти, но не только благодаря тому, что онлайн-покупки становятся популярнее, но и за счёт того, что сами сервисы продолжают активно развиваться и предлагать новые опции для покупателей.
В Delivery Club считают, что сезонность для доставки постепенно уходит в прошлое: "В рамках сезонов года пик приходился на зиму, в рамках дней недели — на выходные, в рамках дня — на вечера. Но за последние годы доставка стала для многих повседневной привычкой, а не событием. Ей стали пользоваться просто для того, чтобы экономить время. В результате все пики начали сглаживаться. Поскольку количество активных пользователей доставки постоянно растёт, то мы постоянно видим и рост заказов. Да, спрос зимой выше спроса осенью, но это связано не только с температурным режимом, но и с логикой развития рынка в целом", — прокомментировали в компании.
В Delivery подчёркивают, что доставка является зеркалом рынка общественного питания. Самыми популярными блюдами в обычной доставке готовых блюд, как и в традиционном общепите, являются пицца, роллы и бургеры. Но в силу трансформации потребительских привычек и переходу к повседневному использованию доставки в компании видят рост спроса на домашнюю, привычную еду. Заказать в доставке котлету с пюре сейчас — абсолютно нормальная ситуация. Несколько лет назад так делали очень немногие пользователи.
"Доставка продуктов питания — это один из самых быстрорастущих e-commerce рынков сейчас. Поэтому, конечно, он показывает рост каждый месяц вне зависимости от времени года. Здесь доставка — тоже зеркало традиционного рынка. Если какой-то продукт подвержен сезонности (типа мандаринов) или зависит от погоды (мороженое, прохладительные напитки), то спрос на него одинаково меняется как в обычных магазинах, так и в доставке", — добавили в Delivery.
В компании уверены, что спрос на доставку продолжит расти, потому что вне зависимости от погоды люди каждый день готовят или покупают себе еду. При этом под сезонным влиянием остаётся сегмент продажи еды навынос: "Проблема дефицита времени и work-life balance тоже не зависит от погоды. К слову о сезонности, в 2020 году мы запустили такие сервисы как заказы навынос и бронирование столов. Вот для этих сегментов сезонность выражена гораздо ярче. Впереди хорошая погода, майские праздники, лето — мы ожидаем резкий рост спроса на заказы навынос и бронирования. Но при этом нужно понимать, что если пользователь забронировал на вечер ресторан, он вполне может организовать свой обед в этот же день с помощью доставки. Такова новая реальность, в которой сервисы, призванные сделать нашу жизнь удобнее, занимают уже очень существенное место", — подытожили в компании.