Назад в СССР: петербургские отельеры возмутились контролем цен

Автор фото: Лидия Верещагина

Петербургские отельеры возмущены попыткой государства взять под контроль цены в гостиницах. Они напоминают об опыте СССР и предрекают крах инвестиционной привлекательности туристического бизнеса. Впрочем, некоторые участники рынка считают, что распоряжение может обернуться профанацией и имитацией деятельности.

На этой неделе Правительство РФ опубликовало распоряжение о мониторинге цен на потребительские товары и услуги. В документе приводится обширный перечень товаров и услуг, которые закрепляются за министерствами и ведомствами. Так, цены на проживание в гостиницах, мотелях и хостелах должен мониторить Ростуризм.
"Новый инструмент позволит наладить системный анализ ситуации на рынке, прогнозировать риски подорожания значимой продукции и вовремя принимать меры для сдерживания роста цен", — пояснили в правительстве.
Конкретных мер в распоряжении не прописано. Предложения по ним каждое профильное ведомство должно будет представить правительству в случае роста цен.
Инициатива кабинета министров выглядит продолжением мер, которые предпринимались с конца 2020 года после резкого подорожания ряда продуктов питания. В декабре на проблему обратил внимание президент России Владимир Путин. Сразу же после этого правительство ввело экспортные квоты и новые пошлины; с производителями и ретейлом заключили соглашения об ограничении розничных цен; был принят новый закон о контроле за ценами.
Но в гостиничной сфере Петербурга сложилась совсем другая ситуация: на фоне жёстких ограничений, действовавших до конца зимы, отельеры пошли на беспрецедентное снижение цен. Директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе заявляла, что цены снизились более чем в два раза. Однако сейчас ограничения отменяются и турфирмы уже начинают фиксировать рост спроса на поездки в Петербург. Очевидно, что гостиничный бизнес попытается наверстать упущенные доходы.
Участники рынка восприняли публикацию распоряжения правительства негативно. "Какое вообще регулирование цен в рыночной экономике? — возмущается генеральный менеджер отеля Courtyard St.Petersburg Center Яков Адамов. — При этом ни слова о регулировании естественных монополий. Возмущению нет предела. Это приведёт к деградации отрасли и тотальному отказу инвесторов от входа в отрасль. Если бы мы были в плановой экономике — это одно. Но мы не в ней".
"Это Back in the USSR (назад в СССР — ред.), — считает генеральный директор отеля "Введенский" Андрей Ткачёв. — Регулирование цен на практике во все времена показывало одну и ту же тенденцию: как только мы начинаем регулировать цены на какие-либо виды продуктов, эти продукты превращаются в дефицит. Гостиничные услуги, конечно, это не колбаса. Но фокус заключается в том, что желающих инвестировать в развитие туризма и в гостиничную отрасль, когда ты понимаешь, что твоим бизнесом управляют не рыночные отношения, а решения власть предержащих, существенно поубавится".
"Как только некие ведомства начинают регулировать цены исходя из каких-то своих мыслей об этом, может быть даже правильных, мне, как инвестору непонятно как планировать свою деятельность, — констатирует вице-президент Российской гостиничной ассоциацииАлексей Мусакин. — Они должны тогда сказать, что в ближайшие пять лет будут такие-то цены, и я могу либо согласиться на это, либо нет. У меня есть какой-то план, есть расходы, и, если вдруг в какой-то момент мне говорят, что цены надо понижать, соответственно у меня может снизиться и даже дойти до нуля рентабельность. Сейчас, когда ни у кого никакого "жира" не осталось, и половина, если не больше, живёт в кредитах, то возврат кредитов тоже может оказаться под угрозой".
"Я бы может даже поддержал регулирование цен, при условии, если будут регулировать и коммунальные платежи, и налогообложение, — продолжает Алексей Мусакин. — В Европе в 2009 году было соглашение между бизнесом и государством о понижении цен, чтобы не уронить поток туристов в регион. И был тогда снижен НДС с 20% до 10% для гостиниц, приостановлен рост коммунальных платежей, снижен ряд других налогов. Мы смотрели финансовые показатели одного отеля в Чехии, и, если выручка у него в 2009 году снизилась на 20%, то прибыль — только на 10%".
"Было понятно, что после того, как мы провели год в пандемии, и было выдано большое количество субсидий, государство попробует регулировать отрасли, которые получили субсидии, — отмечает вице-президент Ассоциации малых гостиниц ПетербургаТамара Буйлова. — Но, если государство пошло по этой дороге, то не надо останавливаться. Тот же самый Booking выходит на территорию Российской Федерации с договорами комиссии в размере от 15%. Это очень много. Они (власти — ред.) могли бы, сделав попытку мониторить цены на гостиницы, жестко ограничить Booking, сказав: начинайте договоры с 10%. Это две стороны одной медали".
По её мнению, распоряжение выглядит профанацией. "Разве помогло вмешательство правительства в подорожание продуктов? Не помогло. Всё дорожает, потому что растут энергоносители и дорожает нефть. Это две "святые коровы", которые никто никогда не трогает. Пытаются традиционно контролировать тех, кто может быть контролируемым. Поэтому я считаю, что это популистское постановление", — говорит Тамара Буйлова.
Об этом же говорит и генеральный директор инвестиционной компании "Индиго Девелопмент" Роман Еремян. "Для того, чтобы что-то мониторить, нужно иметь аппарат контроля, — указывает он. — Этот аппарат должен носить характер своевременный, оперативный и достоверный. Данные об изменении качественных, количественных и финансовых показателей по гостиницам и иным средствам размещения публикуются Росстатом через два с половиной месяца после окончания квартала поквартально. Никаких других данных ни Ростуризм ни правительство получить не могут. Текст этого распоряжения говорит о том, что люди, которые его писали, во-первых, не собираются это исполнять и во-вторых, не понимают, как это может быть исполнено".
Впрочем, регулирование цен на гостиничные услуги в России уже применяется во время крупных международных мероприятий, таких как Чемпионат мира по футболу и Петербургские экономические форумы. "Футбол у нас бывает раз в много лет. Форум у нас бывает ежегодно, но это три дня в году. 362 дня в году мы всё-таки вольны устанавливать цены на свой продукты такие, какие считаем нужным. Три дня в году мы готовы потерпеть", — заявляет Андрей Ткачёв.