Совсем распустились: цветы в Петербурге резко подорожали, но спрос не рухнул

Автор фото: ТАСС

Петербургские продавцы цветов подвели итоги работы 8 Марта. Несмотря на резкий взлёт цен, спрос значительно превысил прошлогодний.

Накануне праздника ретейлеры предупреждали о подорожании цветов. И дело не только в традиционном скачке спроса. Среди основных причин назывались задержки поставок из Голландии, которые начались ещё в феврале. Тогда компании жаловались на проблемы с таможней, затягивающей оформление. Для такого нежного и скоропортящегося товара, как цветы, фактор очень значимый.
Соответственно, уже в феврале 2021 года, по данным Петростата, цены на свежесрезанные цветы выросли на 17% относительно января. Произошло это накануне Дня святого Валентина, который хотя и не стал общенародным праздником, тоже является важной датой для продавцов.
"Недополученные доходы компаний на 14 февраля наверняка учитывались в стоимости цветка на 8 Марта. Плюс ко всему закупочная цена в этом году оказалась выше, чем в прошлом, стоимость доставки для российских импортёров — тоже", — поясняет Валерий Смык, генеральный директор оптовой базы "Лас флорес корп". Как и ожидали импортёры, в связи с задержкой часть цветов прибыла в Петербург уже подпортившейся.
Говоря о мартовских показателях, компании единодушно отмечают, что ценник в среднем поднялся минимум на треть, а на некоторые позиции подскочил в 2–2,5 раза.
В компаниях при этом называют разные цифры. "Подорожание перед 8 Марта происходит ежегодно. В этом году одной из дополнительных причин стала проблема с таможенным оформлением на границе России и Беларуси. Цены в закупке на разные цветы выросли от 50 до 150%. Так, например, эустома в закупке перед 8 Марта стоила 145 рублей, а ещё в феврале закупочная цена была 85 рублей (с учётом роста цен перед 14 февраля)", — рассказывает операционный директор интернет–платформы Flowwow.com Вера Моденова.
История с задержками поставок активно освещалась в СМИ. В ответ на это 21 февраля в Федеральной таможенной службе (ФТС) РФ заявили, что оформление цветочной продукции идёт без задержек, несмотря на рекордный объём ввоза. Там же сообщили, что "непроверенная информация в ряде СМИ могла быть инициирована в преддверии праздника 8 Марта интересантами серых схем по ввозу цветов". В ФТС добавили, что с 15 по 20 февраля 2021 года в целом по России центры электронного декларирования (ЦЭД) выпустили более 1453 тонн срезанных цветов и бутонов — в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2020 года (592 тонны), и в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период 2019–го (635 тонн).
Петербургские игроки рынка называют и другие причины подорожания цветов. Например, основатель бутика Alex Garden Александр Гриднёв отмечает, что главной причиной этому стала пандемия. "Большое количество цветов было срезано, для выращивания новых пришлось затратить огромное количество ресурсов. Всё это очень сильно сказалось на ценовом приросте", — говорит он.

Смещение в онлайн

Подводя итоги продаж 8 Марта и накануне Женского дня, в Alex Garden рассказали, что именно в праздник зафиксировали падение по рознице. Об усилении тренда на покупку цветов онлайн эксперты и участники рынка говорят не первый месяц. Вот и 8 Марта многие клиенты предпочли сделать заказы через сайт. "Основной бум онлайн–заказов в этом году пришёлся на 5 марта. В топе продаж, конечно, оказались тюльпаны, в этот раз мы закупили множество сортов. Также популярным цветком была итальянская мимоза. Сравнивать показатели с прошлым годом мне сложно: тогда у нас был открыт только один магазин в Петербурге, сейчас — уже три", — добавил Александр Гриднёв.
Валерий Смык тоже подтверждает ажиотаж онлайн–заказов. В этом году из–за большого количество интернет–покупок в его компании даже приняли решение закрыть торговлю на день. Вместо этого команда выполняла заказы, полученные через интернет. В целом Валерий Смык не берётся оценивать ситуацию на рынке, возникшую из–за задержки поставок и роста закупочной стоимости цветов, но говорит, что доволен работой в первые месяцы года. "Спрос в начале марта на 60% выше, чем в тот же период в 2020 году. То же самое могу сказать про февраль", — подытожил он.
Вера Моденова тоже указывает, что год от года покупатели всё чаще заказывают цветы онлайн. "В 2020–2021 годах спрос из офлайна перешёл в онлайн более резко из–за эпидемиологической ситуации. С начала 2021 года количество заказов по Петербургу приросло в 2,6 раза по сравнению с 2020–м", — говорит она.

Частично оправдались

Все опрошенные "ДП" цветочные ретейлеры подтверждают, что показатели спроса по итогам 8 Марта вышли лучше, чем годом ранее. В студии Rom Rom сообщили о росте спроса в 2–3 раза. В компании прогнозируют также и двукратный рост выручки за праздничный день год к году.
В Flowwow.com отмечают, что наблюдали повышенный спрос на продукцию: по сравнению с обычными днями он увеличился аж в 40 раз. "Самым популярным цветком традиционно оказался тюльпан. Также обычно в этот день возрастает спрос на гиацинты. Розы пользуются популярностью на протяжении всего года, и 8 Марта — не исключение", — говорят там. Точную сумму выручки в компании называть пока не берутся.
Ольга Толмац, директор по развитию магазина "Ботаника", в свою очередь, отмечает, что её прогнозы оправдались не полностью — могло быть и лучше. "Существует множество заблуждений насчёт огромных прибылей цветочных магазинов. Выручка 8 Марта становится выше относительно обычных дней, но и расходы увеличиваются в несколько раз. Это и дополнительные сотрудники, и обеды для персонала, и большее количество смен у основных сотрудников, и закупки, и расходники", — обращает внимание эксперт. Для её компании это первое 8 Марта в этом бизнесе. Несмотря на это, она указывает на повышенную популярность цветочного ретейла, особенно в Instagram.
"Я считаю, что бизнес должен приносить стабильный доход каждый месяц вне зависимости от сезона. По опыту нашей компании не могу назвать март “кормящим” месяцем. Вместе с тем нельзя отрицать и повышенный объём продаж, а следовательно — прибыли", — считает Валерий Смык.
Согласно обзору ВЦИОМ, цветы — самый популярный подарок на 8 Марта. Их получили 66% женщин. Примечательно, что о желании получить именно такой презент накануне праздника сообщила лишь каждая третья женщина.