Недержание цен: плановая экономика возвращается в Россию

Автор фото: Сергей Коньков

Минсельхоз, Минпромторг, Минцифры, Ростуризм и даже Минкультуры — всего 12 ведомств будут следить за ценами на товары и услуги широкого перечня: от продуктов питания и галантереи до образования и связи. Цены между тем растут и, по данным Росстата, с начала года увеличились в Петербурге больше, чем в среднем по стране: на 1,6% против 1,46%. В Ленобласти товары и услуги подорожали на 1,3%.

Мнения по поводу инициативы правительства РФ, опубликовавшего в феврале распоряжение о мониторинге ценовой ситуации на потребительском рынке, разделились. Одни эксперты надеются, что такой шаг позволит бизнесу избежать коллапса. Другие опасаются перехода к жёсткому регулированию цен. Худший сценарий — возвращение к плановой экономике — по оценке аналитиков, приведёт к дефициту товаров.
Больше всего разговоров ведётся, конечно, о ценах на продовольствие, которые принялись регулировать ещё в конце прошлого года. Несмотря на широко распиаренную заморозку, они растут, и растут заметно. В конце масленичной недели Петростат представил статистику, согласно которой в феврале в Петербурге подорожали практически все продукты, входящие в состав блинов. Относительно февраля 2020 года цены на сахар–песок выросли на 62,6% (до 49,61 рубля), яйца куриные подорожали на 25,9% (до 78,43 рубля), масло подсолнечное стало дороже на 14,6% (нынешняя стоимость — 131,61 рубля).
В конце 2020 года правительство велело зафиксировать предельные цены на сахар и подсолнечное масло в размере 45 и 110 рублей за 1 кг соответственно. Ретейлеры вышли из ситуации просто: часть из них вообще не стала заключать соглашения с производителями, часть ограничилась буквально одним–двумя брендами, которые гордо выставляются на полку по предписанным минимальным ценам. Рядом же красуются ценники с гораздо более внушительными цифрами.
Примечательно, что при подготовке этого материала предоставить комментарии по поводу ценовой обстановки корреспонденту "ДП" согласились всего несколько продуктовых ретейл–сетей. Остальные предпочли держаться от больной темы подальше.
В сети магазинов "Верный" корреспонденту "ДП" сообщили, что, хотя цена на полке за килограмм сахарного песка в Петербурге снизилась на 1%, закупочная цена прибавила 15%. Подсолнечное масло с начала года на полке стало дешевле на 2%.

Двустороннее движение

Опрошенные "ДП" производители утверждают, что отпускные цены не менялись с начала года. Компании обращают внимание, что цены на многие продовольственные товары взаимосвязаны. "Например, с удорожанием подсолнечника растут цены не только на подсолнечное масло, но и на майонез, маргарин, кондитерские изделия, хлеб", — отмечают в ГК "Эфко".
Сильнее всего с начала года выросла цена на мясо птицы. "По данным поставщиков, это связано с подорожанием зерна, изменением курса валют, а также со вспышками птичьего гриппа, который выявляется на некоторых птицефабриках России и в Европе. Сильнее всего за первые месяцы года подорожала тушка курицы охлаждённая, она прибавила в цене 18%, филе грудки стало дороже на 17%", — рассказали в "Верном". На повышение цен от 5% и выше практически у всех поставщиков мяса (в том числе куриного) и яйца указывают и в ГК "О’Кей".
Ранее Росптицесоюз предложил производителям мяса и яиц сконцентрироваться на производстве тушки бройлера и столового яйца С2, опустив премиальный сегмент. Эксперты не уверены в эффективности такой меры. На птицефабриках ситуацию не комментируют.
Дорожает в магазинах и мороженая рыба, говорят в "Верном". "На рынке отмечается дефицит путассу из–за снижения объёма вылова, что привело к её подорожанию на 3,4%. Из–за введённых Китаем ограничений на ввоз российской рыбы сокращён вылов минтая. Это привело к росту цены на 7,5%", — говорят там.
Ещё одна категория продукции, о которой говорят экономисты, — овощи. Генеральный директор исследовательской компании "Технологии роста" Тамара Решетникова отмечает, что в 2021 году выросли цены в магазинах на весь сегмент "суперфреш" (овощи, ягоды, яблоки, грибы). Для сравнения эксперт вспоминает ситуацию на рынке в начале пандемии, когда люди заметно сократили потребление овощей и фруктов. Тогда розничные сети вынужденно понижали цены на эту категорию товаров и давили на производителей, требуя урезать отпускную стоимость. В результате цены снизились даже относительно уровня 2019 года, что нехарактерно для периода конца зимы — начала весны.
"В этом году производители сегмента “суперфреш” решили восстановить свой статус–кво. Цены выросли и по сравнению с 2020 годом (что естественно), и по сравнению с 2019–м. Произошло восстановление рыночного ценового паритета, в итоге во всех крупных городах цены в феврале — начале марта очень высокие. Сейчас огурцы на полке стоят по 220–250 рублей, это явно дорого и, что неприятно, снижает потребление", — говорит Тамара Решетникова.
Кроме того, она добавляет, что для "суперфреша" характерна выраженная сезонность. В отличие от картофеля, масла или круп, выращивать огурцы многие начинают только в середине марта, а томаты — в апреле–мае. Соответственно, как только начнётся массовый сбор огурцов (вторая половина марта), цены на них начнут снижаться. Цены на томаты будут ещё на пике и начнут опускаться только к концу апреля, может, даже к началу мая.
Интересно, что в Плодоовощном союзе ситуацию описывают несколько иначе. "За две–три недели оптовая цена на огурцы упала практически вдвое, — сетует директор организации Михаил Глушков. — Обычно промышленные тепличные комплексы работают с декабря по март, потом появляются тепличные огурцы и помидоры. Традиционно цена на них падает летом. Сейчас, если говорить про опт, мы уже наблюдаем снижение, хотя прошла только половина марта. Раньше огурцы отпускались по 160 рублей за килограмм, потом стали по 80, а сейчас и вовсе по 65. В рознице же цены практически не меняются, небольшое падение есть, но оно не сравнится с оптовым".

Всё под контролем?

В целом эксперты считают мониторинг цен вполне действенным инструментом. "Он позволит избежать повторения таких историй, как сдерживание цен на масло, из–за которого приходится перерабатывать масличные в убыток. Мониторинг позволит такие ситуации предвосхищать на ранних стадиях и действовать более гибкими мерами", — надеются в ГК "Эфко".
"При внедрении таких инициатив важна государственная поддержка бизнеса, которая помогла бы нивелировать возросшую на него нагрузку. Также важно, чтобы мониторинг подразумевал максимально эффективное использование ресурсов в плане отчётности", — добавляют в пресс–службе ООО "Валио".
Экономисты подчёркивают, что сама идея вести мониторинг хорошая. Главное, чтобы он не перешёл в госрегулирование цен. Начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института "Центр развития" НИУ ВШЭ Владимир Бессонов вспоминает плановую экономику СССР с неизменными ценами:
"Когда цены не реагируют на происходящее в экономике, накапливаются диспропорции, которые могут привести к дефициту. Ведь издержки у производителей год от года растут, и в случае регулирования производители станут делать выбор в пользу выпуска более дешёвой и менее качественной продукции. У меня вызывает беспокойство, когда говорят, что будут отслеживать рост свыше инфляции. Нужно понимать причины увеличения. Ведь может оказаться так, что цены на какие–то виды товаров в определённое время не менялись или даже снижались. В этой ситуации нет ничего страшного, что они потом вырастут сильнее, чем другие".
Тамара Решетникова добавляет: "Как только государство начинает регулировать что–то, сети заставляют производителей снижать входные цены. Но при этом сеть как ставила свои проценты наценки на входящий продукт, так и ставит. Хотя, если входящая цена увеличивается, затраты ретейлера на организацию торговли не меняются. Возможно, со стороны государства было бы более грамотно ввести регулятивные меры по отношению к ним, например обязать перевести наценку из процентной в денежную".
Как ранее писал "ДП", отельеры Петербурга негативно отреагировали на новость о том, что их цены тоже будут мониторить. Хотя руководитель отделения по Северо–Западному федеральному округу "Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья" Алёна Енова говорит, что, например, для сегмента малого гостиничного бизнеса контроль не в новинку.
Эксперт вспоминает опыт крупных событий (FIFA, Кубок конфедераций), когда был введён лимит на ценообразование.
"Как показала практика, приезжают на такие события в основном иностранцы. Это будет привоз зарубежных денег в страну, что хорошо для экономики. Стоит ли лимитировать спрос с тем учётом, что рубль для иностранцев всё равно дешевле? Почему бы не поднять экономику, не дать возможность предпринимателям заработать?" — задаётся вопросами Енова.
Мониторинг цен со стороны государства необходим для понимания причин их изменения и разработки мер по работе с этими причинами. Если ключевой фактор — это тарифы ЖКХ, стоимость бензина, рост акцизов, за чем непосредственно следит государство, то ему нужно работать в этом направлении. Если же дело в чём–то ином, то рынок сам отрегулирует аппетиты тех или иных игроков за счёт востребованности или невостребованности продукта по той или иной цене. На мой взгляд, влиять на итоговые цены можно было в условиях плановой экономики, где вся цепочка ценности была прозрачной, а система контроля была выстроена. Сегодня в условиях разрозненности рынка и непонимания этой цепочки такой контроль может быть лишним и нанести больший урон участникам. Компании, сокращая доходы и неся повышенные затраты, должны будут перестраивать свои бизнес–модели в моменте. Многие не смогут этого сделать. На конечном потребителе это отразится в первую очередь в виде пустых полок и низкого уровня сервиса в торговых точках. Если государство действительно хочет вести контроль, такие действия подразумевают не точечное вмешательство, а совместное сотрудничество с бизнесом и совместный системный план действий на долгосрочную перспективу.
Ольга Сумишевская
партнёр One Story
Пандемия коронавируса сильно изменила рынок FMCG. Изменения коснулись категорий трат, так или иначе попавших под ограничения. Традиционно мы наблюдали на Новый год такую картину: россияне тратили значительные денежные средства на отпуска, массовые мероприятия и другой праздничный досуг, а в январе отдыхали и экономили. В этот раз большая часть таких услуг была недоступна и к стратегиям экономии прибегло меньшее количество покупателей. У них скорее был стимул тратить деньги на всевозможный досуг в течение длинных праздников. Этим и обусловлена январская динамика цен.
Ксения Пайзанская
директор скан–панели Romir Consumer Scan Panel
Если государственный регулятор наконец–то оставит в покое аграрные рынки накануне посевной кампании — 2021, то есть надежда, что хозяйства более уверенно посеют свёклу, подсолнечник, пшеницу. Если нет, мы можем увидеть снижение посевных площадей. Среди причин роста цен на продовольствие стоит отметить девальвацию рубля, рост мировых цен на всю товарную корзину, резкое подорожание морского фрахта с конца 2020 года, низковатый урожай по некоторым культурам в России в 2020 году, продолжающийся рост издержек производства на всё.
Евгений Иванов
ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка