Правила написаны кровью: пандемийный год сократил рынок демонтажа

Автор фото: Евгений Егоров
Пренебрежение нормами безопасности при проведении демонтажных работ часто приводит к трагедии. Так, при разборе недостроенной гостиницы на Карповке погиб рабочий.

По итогам 2020 года объём рынка демонтажных работ сократился: основные заказчики вынужденно уменьшили расходы. Соответственно, возросла конкуренция. В 2021-м ситуация вряд ли улучшится, но компании не теряют оптимизма.

Сокращение рынка демонтажа в России ещё весной прогнозировали аналитики ФГИК "Размах", причём сразу на 25% — с 256 млрд рублей до 191 млрд в 2020 году. Эти прогнозы, похоже, сбылись. С 2012 года рынок тоже сокращался, но куда более скромными темпами — на 1–3% в год.

Доля госконтрактов выросла

Обычно заказчиками демонтажа выступают промышленные предприятия и девелоперы, а также госорганы и госкорпорации. Но, как отмечает Сергей Герилович, генеральный директор "СносСтройИнвеста", бюджеты крупных промышленных предприятий в 2020 году были частично урезаны под влиянием кризиса. Строительный рынок также был не слишком активен.
В результате, утверждает Виктор Казаков, генеральный директор ГК "КрашМаш", в 2020 году выросла доля госзаказов (обычно она составляет 30% портфеля компаний, занимающихся демонтажом).
"Основной портфель был сформирован ещё до пандемии. С весны 2020 года началось затишье и адаптация рынка к новым условиям, что привело к уменьшению объёмов. Очевидно, что по итогам прошлого года спрос на рынке демонтажа сжался", — утверждает Сергей Герилович.
По словам Виктора Казакова, запланированные в 2020 году проекты, как правило, реализованы, но есть потери: многие компании либо обанкротились, либо существенно сократили объёмы и балансируют на грани ухода с рынка.
Максим Рот, управляющий директор ООО "Строительная фирма “ИРОН”", отмечая, что компании удалось завершить год без особых потерь, признаёт: часть проектов, в которых планировалось участвовать, так и остались на бумаге.
"Пандемию строительный рынок начал ощущать только сейчас, в основном из–за отсутствия рабочих из стран СНГ. Если раньше ставка 2 тыс. рублей в день была пределом мечтаний для разнорабочего, то сейчас цену назначают они сами. И обычные офисные работники могут быть шокированы уровнем зарплаты простого парня на стройке", — говорит Виталий Никифоровский, вице–президент ГК Springald.

Демпинг доминирует

Участники рынка отмечают усиление конкуренции. При этом, утверждает Виталий Никифоровский, в Петербурге 80% рынка делят четыре–пять компаний. Всего их, по разным оценкам, от 200 до 300, а по стране — свыше 2 тыс.
"Если мы отделим технологически сложные и масштабные проекты, в которых заказчик понимает цену ошибки, то в этом сегменте доля крупных компаний — до 70%. А вот если мы берём рынок в целом, включая проекты стоимостью 50–70 млн рублей и дешевле, здесь есть место для средних и малых игроков", — уточняет Виктор Казаков.
Крупные компании имеют собственный парк техники, финансовые ресурсы, подготовленные кадры и пр. И их беспокоит несовершенное законодательство, которое позволяет появляться компаниям–однодневкам.
Этот процесс, утверждает Виктор Казаков, продолжается не менее десятка лет.
"Демонтажный сектор был всегда одним из самых конкурентных. Туда помимо профессионалов заглядывают и дорожники, и владельцы арендного парка экскаваторов, и просто энтузиасты, полагающие, что ломать — не строить", — рассуждает Виталий Никифоровский.
По словам Сергея Гериловича, компании-однодневки активно участвуют в тендерах и даже побеждают — благодаря демпингу, который порой достигает до 84% от стартовой цены контракта. "Сегодня большинство сделок заключаются на грани рентабельности, причём 95% контрактов — безавансовые. То есть для начала работ компания должна располагать собственными или заёмными средствами", — добавляет Сергей Герилович.
Кроме того, указывает Виктор Казаков, реалии рынка ставят крупные компании в один ряд с однодневками, а заказчика в первую очередь интересует цена. По его мнению, демпинг на рынке демонтажа не просто есть — он доминирует.
С коллегами соглашается Максим Рот. По его словам, конкуренция на рынке демонтажа движется только в одном направлении — ценовой политики.
"Ряд компаний выигрывают тендеры только за счёт этого. К сожалению, заказчика интересует только итоговая стоимость работ. Поэтому всё чаще о “подвигах” своих коллег мы узнаём из новостей ТВ о чрезвычайных происшествиях", — подчёркивает Максим Рот.
Виталий Никифоровский выделяет два вида демпинга: "умный", когда крупные компании понимают, что проще сработать по нижней планке стоимости, чем отдать заказ конкурентам, и "идиотический". "Из примеров последнего — обрушение СКК и демонтаж на набережной Карповки, в ходе которого уничтожен демонтажный экскаватор. И там и там был примерно один и тот же набор персонажей. И там и там погибли люди. Демонтаж — это не игрушки. У нас правила техники безопасности реально написаны кровью", — добавляет он.
Демонтаж СКК.
Автор: Ермохин Сергей

На горизонте — Арктика

Существующие проблемы не пугают участников рынка, хотя, по мнению Сергея Гериловича, ситуация в сфере демонтажа в 2021 году может оказаться ещё сложнее, так как объёмы снизились, а конкуренция выросла. Главные заказчики — девелоперы — несколько активизировались. Перспективным для участников рынка также представляется серый пояс Петербурга. Помимо того, напоминает Виталий Никифоровский, "на горизонте — Арктика, где работы хватит лет на сто".
Резюме Виктора Казакова также довольно оптимистично. "Рынок в 2021 году нестабилен. Многие девелоперы ощутили негативное влияние 2020 года, что может сказаться на количестве новых проектов. А рынок демонтажа напрямую зависит от строителей. В то же время прирост госконтрактов и сохраняющаяся динамика заказов от промышленных компаний позволяют надеяться на то, что существенного проседания рынка мы не увидим", — говорит он.