В Петербурге предложили ради реновации снести ТЦ и гаражи

Автор фото: Ермохин Сергей

КГА подвёл итоги конкурса "Ресурс периферии" на мягкую реновацию Красногвардейского района. Победила концепция, предполагающая ковровый снос торговых центров и гаражей.

В отличие от классической реновации, сами брежневки остаются стоять. Зато под демонтаж в районе в концепции отведены торговые центры с магазинами "О’Кей", "Пятёрочка", "Перекрёсток", спорткомплексы, автосалоны Skoda и Peugeot, автозаправки Shell, а также целые гаражные кооперативы и множество других объектов. По подсчётам "ДП", всего под ковш экскаватора решением жюри может отправиться больше сотни построек жилых массивов Ржевки и Пороховых на 600 га, ограниченных Охтой, Ржевским лесопарком, Хасанской ул. и Ириновским пр.
"Социологические исследования подтверждают, что людям недостаточно функциональной целесообразности того места, где они живут, им нужна красота", — гласило изданное в минувшем году распоряжение КГА о проведении конкурса (точнее, одно из приложений к нему). Напомним, проблематика красоты важна для главного архитектора Петербурга Владимира Григорьева. Ведь ранее он говорил, что пространственная красота — главное достоинство города.

Улучшение обводнением

"Снос существующих нестационарных объектов и объектов капитального строительства, имеющих низкое эстетическое качество и функциональное наполнение" — одно из решений победившей недавно на конкурсе "Ресурс периферии" концепции, которую подготовил авторский коллектив в составе Евгения Новосадюка, Евгения Зайцева и Анны Кузнецовой. Предварительно улицы вокруг квартала сужаются (а одна из них — пр. Энтузиастов — и вовсе превращается в пешеходный бульвар). После сноса проводится новое межевание территории с "чётким разделением на частное и общественное".
Дворы закроют от машин. Вдоль улиц и дворовых проездов добавляется новая периметральная застройка. Она нужна для перехода к планировкам квартального типа (с замкнутыми дворами), поскольку задуманная советскими зодчими микрорайонная планировка с её привольными просторами ныне вышла из моды. Отметим, что всё новое — хорошо забытое старое; в сталинских кварталах (например, в Новой Деревне) тоже считалось некрасивым оставлять разрывы между домами, поэтому между коттеджами сооружали массивные арки с воротами.
С особым вниманием займутся землёй у торцов зданий — там пристроят лестницы, чтобы создать возможность подняться на крыши (которым тоже хотят найти полезное применение). Ради создания дворов и кварталов применят также озеленение — и даже "обводнение", что бы это ни значило. На освобождённых от сноса участках возведут новые торговые центры, совмещённые с паркингами (это тоже одна из тенденций градостроительства — её можно наблюдать, например, в Шушарах). Правда, здесь в первые этажи паркингов внедрят "общественные функции". В других же случаях на освобождённых от ретейлеров землях разобьют "квартальные парки" с детскими и спортплощадками, которые собираются заказывать по нетиповым проектам.
Схема отдаваемых под демонтаж зданий победившей концепции.

Злые фантазии

Муниципальный депутат Пороховых Марианна Алфёрова в комментарии "ДП" отметила, что, по её мнению, основные проблемы района — припаркованные повсюду машины, отсутствие центров развлечений и досуга, а также нехватка детских площадок и мест для выгула собак.
"С этой точки зрения меня удивил выбор первого места по итогам конкурса. Проектом предлагается снести практически всю низкоэтажную застройку, где расположены соцобъекты, снести гаражи (при катастрофической нехватке мест для парковок) и построить ещё жильё и апарт–отели", — говорит избранница. Предложение перекрыть Индустриальный пр. и пустить машины круговым маршрутом — "это вообще из области злых фантазий". Она опасается "нового витка уплотнительной застройки".
В свою очередь, архитектор Сергей Орешкин в комментарии "ДП" высказал мнение, что если делать — то сразу полноценную реновацию по московским сценариям, не ограничиваясь благоустройством. Зодчий напомнил, что долгое время в Петербурге обсуждалась реновация и снос застройки конца 1970–х — 1980–х годов, но дома продолжают стоять, хотя заниматься этим точно нужно.
"Благоустройство — это такой временный шаг, и потом жалко денег на такую работу. Делая благоустройство, ты только закрепляешь объект, моральный износ которого уже наступил, а физический — вот–вот уже наступит", — полагает член Градсовета. "Можно посмотреть, как старательно хозяева латают свои домики на дачах. Были бы у них деньги — они наверняка построили бы новые", — сказал он. Впрочем, зодчий добавил, что "любая публичная акция (то есть и нынешний конкурс. — Ред.) оживляет жизнь".
"Всё, что можно видеть на этих безусловно прекрасных картинках, представляет собой лишь часть необходимого, — делится своим мнением с “ДП” архитектор Павел Никонов. — Для того чтобы это работало так, как задумывают авторы, необходим ещё какой–то организационно–хозяйственный и даже правовой механизм, который обеспечит сохранность всего этого во времени, обеспечит его первозданную свежесть и новизну в каждый следующий момент, при любой погоде, времени дня и года и, главное, обеспечит в нём непрекращающееся течение и водоворот той жизни, про которую каждый скажет: праздник, который всегда с тобой".

Проекты за 30

Как свидетельствует система "Контур.Закупки", контракт на 239 тыс. рублей на организацию конкурса "Ресурс периферии" был заключён городом с ООО "Космос–лимитед". В программе творческого состязания отмечалось, что от участников ждут концепции "коммуникационного каркаса территории, включая систему непрерывных велосипедных и пешеходных маршрутов, объединяющих зоны и участки притяжения жителей", а также "предложений по системе хранения индивидуального транспорта: автомобилей, средств индивидуальной мобильности (велосипеды, самокаты, моноколёса и т. д.) и вариантов исполнения малых архитектурных форм". Всего в конкурсе приняли участие 23 проекта.
КГА распределил между финалистами призовой фонд 1,5 млн рублей. При этом, по оценке члена жюри архитектора Святослава Гайковича, КГА получил от участников продукта примерно на 30 млн рублей (имеется в виду стоимость разработанных проектов). Впрочем, конкретные перспективы их реализации (финансирование, проработку в генплане и ППТ) комитет не комментирует. Но там заверили, что "цель конкурса — выбор комплексной и универсальной концепции улучшения качества жилой среды". Многие предложения конкурсантов схожи (отличия, по словам организаторов, заключаются в глубине проработки). Так или иначе, участники конкурса предлагали изменить планировку территории, а также преобразовать существующую застройку (снести диссонирующие здания или изменить их фасады).
Добавим, что это уже не первое архитектурное мероприятие, организованное при участии КГА, где возникает идея уплотнения застройки. В 2019 году на выставке "Идеал и норма" были представлены макеты за авторством петербургского филиала бюро MLA+, предлагающие преобразовать таким образом городскую среду. Правда, рассматривались районы другого типа: частный сектор в Озерках, постсоветские многоэтажки на Парнасе и фрагмент исторического центра на Васильевском острове. Тогда Владимир Григорьев объяснил, что уплотнительная застройка — это та, что нарушает нормы. А если она не нарушает нормы, то такая застройка уплотнительной не является.