На границе сна: режиссёрский дебют Морица Бляйбтроя

Автор фото: kinopoisk.ru
На этой неделе до российского проката наконец добрался психологический триллер "Гипосомния" (в оригинале Cortex) — режиссёрский дебют популярного немецкого актёра Морица Бляйбтроя ("Беги, Лола, беги", "Эксперимент", "Элементарные частицы"), выступившего также в качестве сценариста, продюсера и исполнителя главной роли. Других персонажей сыграли Надя Уль ("Легенды Риты", "Могадишо") и Яннис Нивёнер ("Таймлесс").
У главного героя фильма, Хагена, гипосомния — редкое заболевание, которое выражается в нарушении сна: в плохом засыпании, частых пробуждениях. При этом сон поверхностный, не приносящий отдыха, со сновидениями навязчивого характера. Хаген — охранник в супермаркете, каждый день он с помощью камер видеонаблюдения следит за совершением правонарушений. Но делать это всё сложнее — болезнь прогрессирует, и он уже не может отличить сон от яви. К тому же на мониторах периодически появляется один и тот же парень, который как будто хочет ему что–то сказать.
Хаген не хочет лечиться, надеясь, что всё пройдёт само собой. Но вместо этого ухудшаются и без того непростые отношения с женой Каролиной (Надя Уль). Мужа часто нет дома, и супруга, работающая доктором, неожиданно влюбляется в случайного пациента, который оказывается тем самым таинственным парнем из супермаркета по имени Нико (Яннис Нивёнер).
В полудрёме Хаген начинает видеть жизнь Нико. В таком состоянии он уподобляется Чжуан–цзы, который увидел себя во сне бабочкой и, проснувшись, задался вопросом: кто он — китайский философ или персонаж сна бабочки? Так и Хаген не может понять, кто он: охранник в супермаркете, любящий жену и дочь, или герой сновидений парня Нико, у которого проблемы с криминалитетом и трагичное будущее?
Жизни Хагена и Нико настолько переплетаются, что становится непонятно: это два разных человека или две личности одного, страдающего диссоциативным расстройством идентичности. Неприятности одного становятся проблемами другого, и Хаген решает помочь Нико, запутывая ситуацию ещё больше.
В режиссёрском дебюте Бляйбтрой заставляет зрителя вспомнить одну из своих популярных ролей — криминального курьера Манни из фильма "Беги, Лола, беги" (1998 год, режиссёр Том Тыквер), в котором девушке, стремившейся спасти героя, приходилось постоянно менять прошлое и, соответственно, будущее. К тому же в кинофильме чувствуется влияние коллег по режиссёрскому цеху: Дэвида Линча (детективный триллер "Шоссе в никуда"), Николаса Виндинга Рефна (психологический триллер "Страх Икс") и, конечно, Кристофера Нолана ("Бессонница", "Довод").
Макгаффин этого сюрреалистического триллера — чемодан с неизвестным содержимым был как будто позаимствован в "Криминальном чтиве", а лиса, являющаяся Нико, вышла из "Антихриста" Ларса фон Триера. Операторская работа также тяготеет к сюрреализму: преобладает синий цвет, некоторые кадры сознательно размыты. Музыкальное сопровождение подчёркивает состояние героев, находящихся между сном и реальностью. Фильм с нелинейной структурой повествования представляет собой мозаику сцен, и только в конце становится понятен весь сюжетный ход. Хотя, возможно, это просто версия зрителя, одно из сновидений…