Сыграло "зеро": телеком показал неплохой результат на фоне кризиса

Автор фото: Ковалев Петр

Мониторинг отраслевых финансовых потоков ЦБ РФ показывает, что российский телеком находится в глубоком упадке. Но ни "большая четвёрка", ни аналитики с этим не согласны.

Банк России весь прошлый год проводил мониторинг отраслевых финансовых потоков, оценивая изменения в процентах от уровня в "нормальное" время (с 20 января по 13 марта 2020 года). Как отмечают в ЦБ, в периметр анализа попадают платежи, осуществлённые через платёжную систему Банка России. Они охватывают менее половины проводимых платежей с учётом тех, что проводятся по счетам ЛОРО / НОСТРО, внутрибанковских переводов и через иные платёжные системы. Согласно этому мониторингу за 2020 год объём входящих платежей в телеком–отрасли в среднем снизился на 21,2%. В 2021 году сравнение идёт не с "нормальным" временем, а с предыдущим кварталом. И за последние 4 недели аналогичный результат: в среднем изменение входящего финансового потока составило –31,6%. Хуже показатели разве что в сферах искусства, развлечений и общественного питания.
Эксперты считают, что телекоммуникационная отрасль не находится в глубоком кризисе, а такие низкие оценки могут быть связаны со спецификой показателей. Заместитель директора практики по работе с компаниями сектора технологий, медиа и телекоммуникаций КПМГ в России и СНГ Денис Черноокий подчёркивает: операторы не отмечают никакого снижения. "Большая часть платежей — регулярная абонентская плата, невозможность её списания влияет на учёт активной базы, и это заметили бы давно", — говорит он.
Аналитическое агентство "ТМТ Консалтинг" на днях представило отчёт по российскому телеком–рынку за 2020 год. По подсчётам аналитиков, его объём в 2020 году составил 1,73 трлн рублей, на 0,7% меньше, чем в 2019–м. Хотя это самый низкий показатель за всю современную историю телекоммуникаций, эксперты полагают, что для кризисного года результат неплохой.
"Мы и ожидали, что по итогам года будет плюс–минус ноль. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо, операторы просто ровно для себя завершили сложный год. Рынок–2020 необычен. Какие–то доходы выпадали: допустим, от роуминга, от корпоративных клиентов. А какие–то, наоборот, увеличились за счёт роста спроса на домашний ШПД, онлайн–кинотеатры, видеонаблюдение", — считает генеральный директор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Оптом дороже

Телекоммуникационная отрасль потеряла в прошлом году около 30% выручки в сегменте b2b, поскольку не работали компании — клиенты сферы HoReCa (отели, рестораны, стадионы), отмечает аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын.
В офисных помещениях тоже было сокращено потребление услуг связи. Только от фиксированной телефонной связи доходы сократились на 11,6%, по данным "ТМТ Консалтинг".
Кроме того, как отмечают эксперты, сократилось потребление интернета в офисах: арендаторы пустых помещений старались перейти на самые дешёвые тарифы. "Надо понимать, что b2b–обслуживание существенно дороже за тот же объём услуг. Помимо этого из–за резкого роста домашних подключений пришлось расширять каналы и много вкладывать в инфраструктуру. Поэтому отключение и оптимизацию офисных тарифов покрыть доходом от подключения домохозяйств не удалось", — рассказал "ДП" генеральный директор компании Forward Telecom Сергей Сапрыкин.

Поиск точки роста

К концу марта "большая четвёрка" операторов как раз закончила публиковать годовые отчёты. В Tele2 наблюдают положительную динамику, в том числе по Петербургу и Северо–Западу. Прирост выручки составил 15% год к году, абонентской базы — 1,5%, до 46,6 млн пользователей (с учётом MVNO "Ростелекома). "На фоне потери базы другими операторами это является значимым достижением", — говорят в компании.
А вот МТС при росте выручки на 4,5% потеряли 600 тыс. абонентов за год (–0,7%). "Ни для кого не секрет, что новых абонентов в России нет. Раньше подключалось около 100 млн сим–карт в год. У нас столько не рождается и не переезжает. Понятно, что это пользователи промотарифов, оформляющие карту на определённый период. У клиентов было две–три карты. С целью экономии часть людей от лишних карт отказалась", — подчёркивает Денис Кусков.
Вырасти у МТС получилось за счёт новых направлений бизнеса. "Мы получили двузначный рост выручки в облачном бизнесе. В медийной вертикали прирост новых пользователей ОТТ–платформы больше, чем общее количество пользователей сервиса в начале прошлого года", — отмечают в компании.
У "Мегафона" выручка упала на 6,1%, данные по абонентской базе пока недоступны. В компании заявляют, что сокращают низкомаржинальные продажи и рекламные бюджеты, а компенсировать падение будут за счёт цифровых сервисов. "Режим самоизоляции привёл к росту спроса на онлайн–шопинг, развлечения и в целом к всплеску пользования цифровыми сервисами. Так что в digital–среду переходят и бизнес, и частные клиенты", — отмечают в пресс–службе оператора.
"Билайн", чья выручка сократилась на 5,3%, а абонентская база на 9%, не смог предоставить комментарий "ДП".
Тем временем иностранные аналитики прочат российскому телекому счастливое будущее. Среднегодовой рост на 6,8% до 2023 года — прогнозы Zenith. Отечественные эксперты поскромнее: "ТМТ Консалтинг" предсказывает устойчивый рост на 2% в год.
Операторы также будут поднимать тарифы, но не для увеличения выручки, а чтобы покрыть затраты на выполнение "пакета Яровой", считает Денис Кусков. Точками роста станут неоператорские услуги, медиасервисы и b2b–направление. Леонид Делицын, наоборот, считает, что в ближайшее время роста ждать не стоит.
"Компании адаптируются к режиму удалённой работы, их затраты на ИКТ могут оставаться невысокими (сотруднику на удалёнке вполне хватает полосы пропускания, чтобы отправить боссу Excel– или Word–файл, ему не нужны два подключения к интернету). Модели ведения бизнеса уже не вернутся к тем, которые были раньше. И если кто–то нашёл способ сэкономить на затратах на ИКТ без фатальных последствий, то будет экономить и в ближайшее время", — заключает эксперт.